Зоя Сергеева
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, не имеет запаха, легче воды, движется); о роли в жизни живых существ.
Задачи:
- формировать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.
- развивать мышление, умение детей решать проблемные задачи;
- закрепить умение детей делать выводы в процессе эксперимента, обосновывать суждения.
Виды деятельности : игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Формы реализации детских видов деятельности : игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, экспериментирование.
Предшествующая работа: Беседа «Живая и не живая природа»; рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром, коллективное оформление приглашения в детский сад для белочки.
Материалы и оборудование: воздушные шары; стакан с водой на каждого; трубочки для коктейля; пустой стакан на каждого; прозрачная емкость с водой; банка; веера на каждого; целлофановые пакеты на каждого; острые палочки на каждого; мыльные пузыри ; карточки - обозначения свойств воздуха; игрушка белочка; воздушные шары.
Ход НОД
I. Вводная часть
- Ребята, мы много говорим о природе, но давайте вспомним, что относится к живой природе?
- Что относится к не живой природе?
- А сейчас внимательно послушайте загадку. Если отгадаете, то узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (воздух).
- Правильно, это воздух.
Ребята, что вы знаете и можете сказать о воздухе?
Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
II. Основная часть
Воспитатель: - К нам кажется кто – то стучится, пойду посмотрю кто там! (открывает дверь, входит белочка).
Белочка: - Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Лесной почтальон принёс мне красивое приглашение, это вы его мне нарисовали? (ответы детей).
Я так рада что нашла вас, вот я принесла вам подарок! (дарит воздушные шары воспитателю).
- Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
- Ой, а что случилось с моим шариком? Почему он стал таким маленьким?
Воспитатель: - Что же случилось с шариком у белочки, ребята, кто скажет? (ответы детей).
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы шарик снова стал большим и красивым?
- Что будет внутри шарика, когда мы его надуем?
- Оставайся белочка с нами, мы сегодня с ребятами будем говорить о воздухе.
Белочка: - О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышала, но никогда с ним не встречалась. Может, его вовсе нет? Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: - Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем белочке, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые.
(Дети переходят за столы).
Опыт №1 «Как поймать воздух».
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Что в них находится?
Какой он? Вы его видите? (Ответы детей).
Белочка: Я уверена, что там ничего нет!
Воспитатель:- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
(Воспитатель подносит пакет к белочке).
Белочка: Я его не вижу, но чувствую.
Воспитатель:- Молодец белочка! Ты сама сделала правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Давайте поставим на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».
Опыт №2 «Что в стакане?»
Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?
Белочка: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.
Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.
Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.
Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?
Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (предлагаю детям потрогать стакан внутри).
- Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей).
- Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.
А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?
Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?
Какой можно сделать вывод? (При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место).
Есть еще один очень интересный опыт с воздухом.
Опыт № 3 «Воздух легче воды»
- Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Опустите трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?
Белочка: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?
Воспитатель: - Потому, что воздух легче воды.
Давайте поставим на мольберт еще одну карточку - обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».
- Ребята, белочка! У меня для вас есть небольшой сюрприз.
(Воспитатель достает мыльные пузыри).
- Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей? Давайте поиграем. Сначала одни дети будут их надувать, другие ловить, а потом наоборот.
Физминутка «Мыльные пузыри».
Воспитатель: - Мы отдохнули, а сейчас пора возвращаться в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия!
Белочка: - А мне интересно, имеет ли воздух запах?
- Воспитатель: А вы как думаете ребята?
- Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?
Ставим следующую карточку «Воздух не имеет запаха»
Белочка: Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами.
- Воспитатель: - Погоди, не спеши белочка. Я попробую тебе объяснить. Воздух не имеет запаха, но двигаясь, может доносить его до наших носов.
Белочка: - Он еще и двигаться умеет?
Воспитатель: - А мы сейчас это узнаем.
- Ребята, скажи мне, что такое ветер? - Какой бывает ветер?
Ветер – это и есть движение воздуха.
- Мы можем почувствовать движение воздуха?
- А увидеть? На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха.
- Назовите по каким признакам мы это видим?
(Качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
- А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
Опыт № 4 «Движение воздуха»
- Возьмите в руки веер, помашите перед лицом. Что вы почувствовали?
- А если бы мы сейчас открыли окно, что бы почувствовали? Молодцы!
- Итак, делаем вывод, что воздух - движется и ставим новую карточку-обозначение свойства воздуха.
- Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух необходим всему живому. Без него мы не проживем и 5 минут.
Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите.
Почему вы убрали руку и открыли рот?
Чего вам не хватило? Хорошо вам было без воздуха?
Дети, какой можно сделать вывод? (Ответы детей)
Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и надеюсь, много запомнили.
Рефлексия.
3 Заключительная часть
Белочка:- Как много я узнала про воздух! Как бы мне это всё не забыть. Я же обещала своим лесным друзьям рассказать всё, что интересного у вас узнаю.
Воспитатель: - Давайте вспомним по карточкам-обозначениям все, о чем мы сегодня говорили.
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух легче воды.
3. Воздух не имеет запаха.
4. Воздух движется.
5. Мы дышим воздухом. Он часть природы
Белочка: Спасибо вам ребята за такой интересный рассказ.
Воспитатель: - Приходи ещё к нам и ребята тебе расскажут много интересного.
Белочка: -Теперь я знаю, почему зти шарики называют воздушными!
До свидания, дети!
Дети прощаются.