Пивень Ольга Александровна
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно – исследовательской деятельности и нетрадиционного рисования в средней группе (4-5 лет) «Пчёлка»
Тема «Воздух - невидимка».
Воспитатель: Пивень О. А.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
• Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Воздух невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
• Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание).
- формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;
- обогащать и активизировать словарь детей: невидимый, легкий, воздушный, движется, грустный, весёлый, большой, маленький. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область, формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
• Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание помочь Лягушонку.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горох, трубочки для коктейля, чеснок, мыльные пузыри, игрушка Лягушонок, ткань, альбомные листы, гуашь, ватные шарики, 2 шара воздушных разрисованных (грустный и веселый).
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
2. Сюрпризный момент.
Стук в дверь (входит Лягушонок).
Воспитатель: Почему ты такой грустный?
Лягушонок показывает два шарика. Он не понимает почему вчера шарики были большие, весёлые, а сегодня у него один шарик большой, весёлый, а второй - маленький и грустный. ( на шариках нарисованы рожицы: веселый и грустный)
Как вы думаете, ребята, почему шарик стал маленьким?
(Дети предлагают разные версии). Вывод: шарик сдулся.
Воспитатель: Давайте, ребята, развеселим Лягушонка. Покажем ему, какой у него большой шарик? (надуть щёчки, бровки приподнять) А теперь покажем какой у него маленький шарик (щёчки втянуть) .Ребята, почему же Лягушонок опять грустный? (Ему нужно помочь) Воспитатель: А что надо сделать, чтобы маленький шар стал большим и весёлым?
Дети: Шарик надо надуть (Добиваться полного ответа детей).
Воспитатель: Вот, видишь Лягушонок какие ребята, они всегда всем помогают и тебе помогут. А пока посиди и послушай загадку:
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Что это?
Ответы детей. Воздух.
Лягушонок: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.
Воспитатель: Скажите ребята Лягушонку, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный.
Воспитатель: Ребята давайте покажем Лягушонку, что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к столам. Что у меня лежит на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.
3 Экспериментальная деятельность
Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: Ребята захватывайте воздух пакетами потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно мы наполнили пакет воздухом. Откройте пакет и посмотрите. Что вы видите? Правильно ничего не видно, потому что воздух невидимый.
Что находится внутри пакетов? (воздух)
Воспитатель: Вокруг нас есть воздух. Давайте мы вместе с вами вдохнём глубоко воздух через нос и выдохнем через рот. А сейчас положите на ладонь белый комочек и выдохните быстро на неё воздух. (Индивидуальная работа). Что произошло? (ответы детей)
Дети: Комочек упал (другие варианты).
Воспитатель: А что помогло комочку упасть?
Воспитатель: Вот Лягушонок говорит, что воздух есть везде и в стакане. Как вы думаете, в стакане воздух есть? (Дать детям возможность убедиться, есть ли в стакане воздух).
Опыт№ 2: Пустой стакан перевернуть и опустить в таз с водой так, чтобы он не смог заполняться водой.
Воспитатель: Почему вода не проходит в стакан? Правильно его не пускает воздух.
Вывод: в стакане был воздух.
Какой у нас воздух волшебный, он движется. Хотите, поиграем с нашим волшебным воздухом.
4. Физминутка: Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок тонкой ткани. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края ткани).
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за ткань)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
(дети переходят к другому столу).
Опыт №3 На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети : Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. Пузырьки воздуха поднимаются вверх, потому что воздух лёгкий.
Опыт №4. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежит касочек лимона.
Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть запах.
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе.
Дети: Лимон.
Воспитатель: Правильно, это лимон. А давайте его понюхаем (нюхают). Что можно сказать?
Дети: Лимон пахнет
Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог)
- Вокруг нас везде есть воздух.
- Мы с вами дышим воздухом.
- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
- Воздух заставил двигаться горошины.
- С воздухом можно играть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Только, нам осталось развеселить Лягушонка. Давайте мы ему покажем как можно рисовать с помощью воздуха и красок.
Воспитатель показывает как с помощью трубочки можно раздуть каплю воды, чтобы получилась веточка.
Дети пробуют раздувать с помощью трубочки каплю воды и показывают Лягушонку, что у них получилось
Ребята, Лягушонок, говорит вам спасибо за помощь и за то, что узнал много интересного о воздухе волшебнике и дарит всем мыльные пузыри. А ещё он отдаёт вам этот большой, весёлый, воздушный шар. (Ребята благодарят, прощаются. После занятия дети надувают мыльные пузыри.