Зубайирова Айшат Сайгидовна
Конспект открытой НОД по экспериментированию «Воздух — невидимка и волшебник» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8»
Конспект открытой НОД по экспериментированию
«Воздух – волшебник и невидимка»
в средней группе
Подготовила: воспитатель Зубайирова Айшат Сайгидовна
Цель: Закрепление понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности человека методом экспериментирования.
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие:
Публикация «Конспект открытой НОД по экспериментированию „Воздух — невидимка и волшебник“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Воспитывать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
2. Познавательное развитие:
-Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений.
-Способствовать развитию любознательности; интересу к исследовательской деятельности, экспериментированию.
-Побуждать устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать вслух.
3. Речевое развитие:
- Воспитывать желание включаться в диалог, задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
- Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивать говорящего (умение вести диалог).
4. Физическое развитие:
- Формировать умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.
- Формировать эмоционально-положительное отношение к физической активности.
Методы и приемы:
- практические: решение проблемной ситуации, выполнение экспериментов, физкультминутка «Деревья», игра малой подвижности «Поймай и ответь»;
- наглядные: рассматривание, показ способов действия;
- словесные: рассказ педагога и детей, вопросы-ответы, объяснение.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор; стаканчики с водой, трубочки, воздушные шары, пустые стаканчики (по количеству детей); таз с водой; надутые воздушные шары по количеству детей.
Формы организации совместной деятельности
Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми входит в группу босиком по массажным дорожкам, встают в круг на ковре.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Здороваются друг с другом.
Дети садятся на стулья полукругом перед воспитателем.
Сюрпризный момент.
В гости приходит Воздушный шарик.
Слайд №1
Воздушный шарик : Здравствуйте ребята! Сегодня, когда я гулял по улице, поднялся сильный ветер и поток воздуха чуть не унёс меня. Ваша воспитательница, которая проходила мимо, успела поймать меня и пригласила к вам в гости. Я хочу загадать вам загадку:
«Такой большой, что занимает весь мир.
Такой маленький, что в любую щель пролезет».
Дети: Воздух.
Воспитатель: А знаете ли вы, что такое воздух? Воздух волшебник, невидимка. А почему мы его так называем? Потому что он не видим.
Дети слушают рассказ о воздухе интересуются, можно ли увидеть воздух, услышать его или осязать.
Воспитатель: Для того, чтобы увидеть или услышать воздух давайте проведём несколько экспериментов. Давайте подойдём к столам. Посмотрите, на столах стоят стаканчики с водой и лежат трубочки. Сейчас мы с вами проделаем один эксперимент и увидим воздух.
Как гласит народная мудрость:
Что я слышал- я забыл, то, что я видел- помню, то, что я сделал- я знаю. Будем делать!
1 эксперимент.
Дети подходят к столам, опускают соломинку в стаканчик и дуют через соломинку.
Воспитатель: Что мы видим в стакане?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, мы видим пузырьки воздуха. Как появились пузырьки в стакане с водой?
Дети: Мы его дули через соломинку.
2 эксперимент.
Воспитатель: Для того, чтобы услышать воздух, я предлагаю вам взять по одному воздушному шарику и надуть его, а затем медленно выпускать воздух из воздушного шара.
Дети берут по одному воздушному шарику, надувают его, затем медленно выпускают из него воздух. Прислушиваются к звукам. Делают вывод.
Дети: Воздух можно услышать.
Воспитатель: Если подставить руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать.
Подставляют руку под струю выходящего из шарика воздуха, ощущая его прикосновение.
Дети: Воздух можно почувствовать.
3 эксперимент.
Воспитатель: Теперь возьмём пустой стаканчик и перевернём его вверх дном и медленно опустим в таз с водой.
Дети берут по одному пустому стаканчику, подходят к столу с разных сторон и опускают стаканчики в таз с водой.
Воспитатель: Что получается? Вода попадает в стакан или нет? Почему?
Отвечают на вопросы. Вместе с воспитателем делают вывод: в стакане есть воздух, и он не пускает внутрь воду.
Воспитатель: А теперь снова опустите стаканчики в воду, но держите их наклонно. Что мы видим в воде? Пузырьки воздуха выходят из стакана и стакан заполняется водой.
Дети делают вывод: воздух прозрачен, он невидимый.
Воспитатель: Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер. Давайте покажем, как гнутся деревья под силой ветра.
Физкультминутка «Деревья»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз- наклон и два- наклон,
Зашумел листвою клён.
Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад- вперёд,
Ветер их качает, гнёт.
Будем вместе приседать-
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души
И на место вновь пошли.
Дети выполняют движения в соответствии со словами текста.
Воспитатель: Так что такое ветер?
Дети: Движение воздуха.
Воспитатель: Что умеет делать ветер?
Дети: Шуметь, качать деревья, развевать флаги, поднимать пыль и т. д.
Воспитатель: А ответить на вопрос, ветер нам вред или пользу приносит, нам помогут слайды.
Воспитатель предлагает детям слайды с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира:
Слайд № 2 парусник с надутыми парусами.
Слайд №3 разрушенный дом после урагана.
Слайд № 4 сломанное дерево.
Слайд № 5 детская игрушка- вертушка.
Слайд № 6 ветряная мельница.
Дети рассказывают о значении силы ветра по тем сюжетам, которые на слайдах, когда ветер приносит пользу или вред.
Воспитатель: В каких домашних приборах человек использует ветер?
Дети: Пылесос, вентилятор.
Воспитатель: Как ветер помогает растениям?
Дети: Распространяют семена.
Воспитатель: Как он вредит?
Дети: Ломает деревья, во время пожара, огонь охватывает большую территорию.
Воспитатель: Как вы думаете, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Закройте рот и зажмите нос. Как вы себя чувствуете?
Дети закрывают рты и носы, и делают вывод, что им плохо. Значит, воздух необходим для дыхания.
Рефлексия.
Игра малой подвижности «Поймай и ответь».
Воспитатель предлагает детям встать в круг, даёт воздушный шарик детям по очереди и задаёт вопрос по теме.
Дети берут шарик, отвечают на вопрос воспитателя.
Воздушный Шарик благодарит детей за интересное занятие и на прощанье дарит воздушные шары.
Слайд № 7
Дети принимают шары от Воздушного шарика, поблагодарив его за подарок. Прощаются с ним.