Кузнецова Татьяна
Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Невидимка воздух» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по познавательному развитию на тему : «Невидимка – воздух» (эксперименты)
Средняя группа
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, упругий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер-это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Публикация «Занятие по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Невидимка воздух“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие :
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: прозрачный, невидимый, упругий, опыты.
Предшествующая работа:
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
Оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
- емкости с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- игрушка Буратино;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок
- воздушные шары (по количеству детей);
- кораблик из пенопласта и емкость с «морем»;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Буратино: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Буратино: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, Буратино, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Буратино: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Буратино: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух всё-таки есть!
Опыт 1: С веером.
Ребята, возьмите веер и помашите им рядом с лицом. Что вы почувствовали? Правильно, как будто ветерок обдувает вас. Это воздух двигается около вас. Вы его чувствуете?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы видите его?
Дети: Нет.
Воспитатель: Значит он какой?
Дети: Невидимый.
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 2: С полиэтиленовым пакетом
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Буратино: Вывод: воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Мы доказали, что воздух есть вокруг нас.
Буратино: А мне этот «запертый» воздух напомнил, как однажды летом на речке я видел надувные круги, в которых плавали дети.
Воспитатель: Конечно, Буратино! Ведь воздух легче воды! И если внутри предмета воздух, то он, конечно же, плавает!
Опыт 3 с воздушным шариком и емкостью с водой.
Воспитатель: Давайте докажем Буратино, что любой предмет с воздухом внутри может плавать (надувают шарики и пускают их в тазик с водой)
Буратино: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать. Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
(дети поочерёдно достают из сундучка Буратино игрушки и раскладывают на 2 подноса)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Буратино! Теперь ты знаешь, Буратино, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Буратино: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.
Опыт 4: Надувание и сдавливание воздушного шарика
Воспитатель: Ребята, возьмите в руки ваши воздушные шарики. Что внутри них?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно. Мы надули их воздухом. А теперь, мы попробуем его сжать (сдавливают шарики с двух сторон). Получается?
Дети: Нет.
Воспитатель: чувствуете, как шарик упирается в руки? Теперь перестаньте давить на шарик. Что с ним сделалось?
Дети: он расправляется обратно.
Воспитатель: Это происходит потому, что воздух обладает силой. Он давит на шарик изнутри. Вывод: воздух упругий.
Буратино: Да. Я понял, что воздух есть вокруг нас, а вот интересно, а внутри человека воздух есть
Воспитатель: Как вы думаете, ребята? Давайте проверим?
Опыт 5: Подуть в трубочку, опущенную в емкость с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Буратино: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Буратино, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 6. С салфеткой.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Дети: Да.
Воспитатель: Вы заметили, что, когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Попробуем это доказать.
Игра «Кораблики»
Воспитатель: Давайте опустим наши кораблики на воду. Что они делают?
Дети: Стоят.
Воспитатель: Попробуйте сдвинуть его с места (дети пробуют)
Что кораблик делает теперь?
Дети: Плывет.
Воспитатель: Что заставило кораблик поплыть?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Правильно. Вы толкали воздух и создавали ветер, который заставил кораблик поплыть. Вывод: движение воздуха называется ветер.
Ветер может передвигать предметы.
Буратино: Это вы дули и толкали воздух. А если не дуть, как еще мы можем сделать ветер?
Воспитатель: Давайте мы сделаем ветер с помощью нашего веера и
попробуем сдвинуть кораблик. Получилось?
Дети: Да.
Буратино: Вот здорово! Теперь я знаю, что, когда воздух двигается – это называется ветер. И он может двигать предметы. Что-то я проголодался! Чувствую какой-то вкусный запах! Откуда он взялся?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда готовят что-нибудь вкусное, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух при движении доносит эти запахи до наших носов, но сам воздух запаха не имеет.
Опыт 7. с апельсином и чесноком
Буратино: Ой-ой-ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Хочу вкусный!
Воспитатель: Мы можем прогнать этот запах, если откроем окошко и впустим чистый воздух, который запаха не имеет (проветривает, разрезает апельсин). Ну, Буратино. Теперь запах тебе нравится?
Буратино: Да. Я понял, что воздух доносит до нас любые запахи, но чистый воздух запаха не имеет.
Буратино (говорит, а воспитатель показывает иллюстрации) :
Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.
Что воздух легче воды. Что воздух упругий.
Что воздух есть внутри пустых предметов.
И даже внутри людей.
А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запах
И я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: А в следующий раз я расскажу вам про то, как люди используют воздух в жизни. Буратино, куда ты исчез? Что ты там делаешь?
Буратино: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель: И нам, ребята, пора заканчивать наши опыты. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!