МААМ-картинки

НОД в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Чтение Н. Н. Носова «Живая шляпа»

Елена Зубакова
НОД в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Чтение Н. Н. Носова «Живая шляпа»
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ Камарчагский детский сад «Ручеёк»

«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Чтение рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» с детьми подготовительной группы.

Подготовила : воспитатель Елена Алексеевна Зубакова.

Цель: Ознакомление детей с литературным произведением Н. Н. Носова «Живая шляпа»; учить детей понимать юмористические ситуации; уточнить представление детей об особенностях рассказа, отличий от других литературных жанров; учить детей придумывать продолжение и окончание рассказа; закрепить знания детей о значении слова «головной убор»; развивать интерес к художественной литературе; продолжать воспитывать нравственные качества личности ребёнка.

Публикация «НОД в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой, Чтение Н, Н, Носова „Живая шляпа“» размещена в разделах

Задачи: - прививать интерес к художественной литературе;

- развивать речь;

- пополнять словарный запас;

- закреплять умение отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи;

- продолжать знакомить детей с творчеством Н. Н. Носова.

Планируемый результат: дети выражают положительные эмоции; умеют находить начало, середину и конец рассказа; умеют правильно отвечать на поставленный вопрос; проявляют нравственные чувства через отношения к окружающим; проявляют интерес к художественной литературе.

Используемые материалы: Иллюстрации с изображением портрета Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказу; картинки головных уборов (шапка, кепка, берет); листы в форме шляпы, цветные восковые мелки.

Ход НОД.

В-ль: Ребята давайте с вами поздороваемся друг с другом (приветствие в кругу) «Ты мой друг и я твой друг».

А теперь давайте с вами поиграем глазками (зрительный тренинг).

В-ль: Ребята наш друг Незнайка прислал нам письмо. Давайте посмотрим, что он нам пишет?

Письмо: Здравствуйте ребята! Мой друг Знайка загадал мне загадки, но я никак не могу их отгадать. Помогите мне, пожалуйста!

Загадки: 1. Козырёк есть у неё,

Одевается легко. (кепка)

2. На голове сидит она,

И в холод очень всем нужна,

Зимою, осенью, весной,

Оденем мы её с тобой,

Зимой в ней даже жарко,

А как зовётся? …. (шапка).

3. Меня на голову надень

И бегай в самый жаркий день,

А снимешь – не довольна мама.

Я – шапка летняя…. (панама)

В – ль: Поможем Незнайке? Ну тогда слушайте внимательно загадки Знайки. (загадывание загадок, (после угадывания каждой загадки, на доску вывешивается картинка).

Ответы детей…

В-ль: Ребята, а как можно все эти вещи назвать одним словом? Какие ещё головные уборы вы знаете?

Ответы детей…

Молодцы, думаю мы помогли нашему другу Незнайке.

В – ль: Ребята, вы знаете есть такой замечательный детский писатель Николай Носов (показ портрета). Он очень любил детей и писал для них поучительные, весёлые рассказы. Вот как раз про один из головных уборов, я хочу прочитать вам его рассказ. Называется он «Живая шляпа»

Чтение рассказа.

Вопросы воспитателя: 1. Смешная это история или печальная?

2. Что вам показалось самым смешным?

3. Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

4. Расскажите, как мальчики испугались?

5. Как узнали мальчики секрет шляпы? Постарайтесь рассказать об этом интересно.

6. Николай Носов назвал свой рассказ «Живая шляпа». Почему?

7. Как по - другому можно назвать этот рассказ?

8. Кто мне скажет, чем отличается рассказ от сказки?

Ответы детей…

Физкульт. Минутка: «Следы живой шляпы»

На полу раскладываются следы, на каждом цифра (1 – 10). Нужно пройти по следам соблюдая порядковый (обратный) счёт, называя цифры.

В- ль: В каждом рассказе, в каждой сказке обязательно есть начало, середина и конец. Иначе ничего не было бы понятно. Давайте вспомним как начинается рассказ «Живая шляпа»

Ответы детей…

В – ль: Какое название можно придумать для этой части? А что бы вы нарисовали про эту первую часть?

Ответы детей…

В – ль: Какая вторая часть рассказа, о чём в ней говорится? Какое название можно придумать для этой части? Какой рисунок вы бы нарисовали про эту часть?

Ответы детей…

В – ль: Чем закончилась история про мальчиков и котёнка? Какое название можно дать третьей части? Как бы вы нарисовали окончание рассказа?

Ответы детей…

Воспитатель делит детей на три подгруппы. Раздаёт детям по листку бумаги в форме шляпы (каждой подгруппе).

1 – я подгруппа рисует рисунок к началу рассказа.

2 – я подгруппа к середине.

3 – я подгруппа к концу рассказа.

Рассматривание и анализ рисунков.

Физкульт. минутка.

В – ль: мы с вами ходили по следам «Живой шляпы», а теперь давайте попробуем, походить без следов. Я буду говорить вам, куда пошла шляпа, а вы будете идти в том направлении, какое я назову.

В – ль: Молодцы.

Я хочу вам предложить интересное задание. Вам нужно придумать окончание рассказа. Кто мне скажет, чем отличается рассказ от сказки?

Ответы детей…

В-ль: Приступим к заданию?

Послушайте, с чего всё начиналось: «Однажды летом, дети пошли в лес собирать грибы. День был солнечный. На полянке видимо – невидимо ягод. Бросились дети собирать их: кто в кувшин, кто в корзинку, а кто в рот. Много ягод собрали. Устали. Сели отдохнуть под кустом. Пообедали тем, что принесли с собой, прилегли на травку. И вдруг…

В-ль: Что случилось и чем закончилась эта история, придумайте сами. Помните, что вам нужно придумать окончание рассказа, а не сказки.

Воспитатель выслушивает и записывает несколько вариантов окончания рассказа.

Итог.

В – ль: С каким рассказом познакомились?

Кто его написал?

Воспитатель предлагает детям выбрать шляпы (синего цвета если понравилось занятие, белого если нет)

Дети объясняют, чем понравилось занятие, чем нет.

Доклад.

«Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста. "

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи ребёнка.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша. Развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и выразительные средства языка рассказа, сказки и других произведений художественной литературы.

В старшей группе, детей учат при восприятии содержания литературных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшего возраста, способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношение героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы, предлагаемые детям, должны выявлять понимание ребёнком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

Развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, сказки, стихотворения, запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

С помощью различных приёмов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать понят детям скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову : зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи. Продолжать знакомить детей с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется литературный вкус.

Основная задача педагога – привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.

Используемая литература :

1. О. С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой»

2. В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе»

Публикации по теме:

Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой «День Победы» в подготовительной группе Открытое занятие по ознакомлению с художественной литературой "День Победы" в подготовительной группе. Цель: Вызвать у детей чувство любознательности.

Фотоотчёт о продуктивной деятепьности по аппликации по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа»Фотоотчёт о продуктивной деятепьности по аппликации по произведению Н. Н. Носова «Живая шляпа» При реализации проекта в старшей группе по творчеству Н. Н. Носова, мы с детьми в совместной деятельности делали котёнка и шляпку по произведению.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе (III часть) Месяц: Март Неделя: I Лексическая тема: «Транспорт» Непрерывная образовательная деятельность. Тема: С. Михалков «От кареты до ракеты» Цели.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе Месяц: Сентябрь Неделя: I Мониторинг Неделя: II Мониторинг Неделя: III Лексическая тема: «Фрукты» Непрерывная образовательная деятельность.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно—эстетическое.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Небылицы-перевертыши» в подготовительной группе Цель: создание условий для ознакомления детей с народными и авторскими небылицами-перевертышами. Задачи: -активизировать речевую деятельность.

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя» Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой «Чтение сказки «Три медведя»». Задачи Образовательные.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Чтение детям потешки «Как у нашего кота» Задачи: 1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать еще раз. 2. Формировать умение рассказывать потешку вместе.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «Вскрываются почки» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Людмила Нифонтова Цель: Приобщать детей к поэтической.

Фотоотчет занятия во второй младшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа»Фотоотчет занятия во второй младшей группе по рассказу Н. Носова «Живая шляпа» 27 июля мы с ребятами второй младшей группы «Ягодка» познакомились с удивительно интересным рассказом писателя Николая Носова «Живая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Чтение Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Опубликовано: 8 февраля 2023 в 18:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД в подготовительной группе по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Чтение Н. Н. Носова «Живая шляпа»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Зубакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД