Приложение МААМ

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды»

Екатерина Гончарова
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды»

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4-5 лет

Тема : «Свойства воды»

Цель деятельности : дать представление о воде; познакомить со значением воды в жизни человека, учить детей проводить несложные опыты с водой; воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть);

Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: „Свойства воды“» размещена в разделах

Развивающие: развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей понятия : жидкость, бесформенная, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к воде.

Методы:

Словесный (беседы, рассказ, вопросы поискового характера).

Наглядный (панно «Кому нужна вода»).

Практический (опыты).

Оборудование:

Ход опытно-экспериментальной деятельности

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

(Дети входят в группу.)

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте их поприветствуем. А сейчас встанем в круг и возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.

Воспитатель: Ребята, хочу вас предупредить, в нашей лаборатории появился необычный предмет. Давайте к нему подойдем и рассмотрим его.

(Дети подходят к фонтану и рассматривают его.)

Воспитатель: Кто знает, как этот предмет называется? Для чего он нужен? (Что бы любоваться. Фонтан это красиво, человек может очень долго наблюдать за движением воды). А что льется в фонтане (вода).

Воспитатель: Да, свойств у воды много, и чтобы в этом убедиться, мы с вами отправимся

Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?

Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.

Воспитатель: Да, свойств у воды много, и чтобы в этом убедиться, я приглашаю вас в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. «ВОДА - ЖИДКОСТЬ, НЕ ИМЕЕТ СОБСТВЕННОЙ ФОРМЫ»

Воспитатель: Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Возьмите стакан с водой и вылейте немного воды в блюдце. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдце.

(Самостоятельная работа детей.)

Воспитатель: Почему вы смогли перелить воду из стакана на блюдце. Почему вода растеклась по блюдцу.

Дети: Вода жидкая.

Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.

Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Воспитатель: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдце, на ладонь, изменят ли они свою форму?

Дети: Нет, они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт : Будем наливать воду в чашку, блюдце, банку, бутылку.

(Самостоятельная работа детей.)

Воспитатель: Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в банку? Какую форму она принимает?

Дети: Форму банки.

Воспитатель: А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце?

Дети: Вода приняла форму этих предметов.

Воспитатель: Правильно, вода принимает форму того предмета, в который её наливают - чашки, блюдца, банки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?».

Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».

Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?».

Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

2. «ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТА, ВКУСА ЗАПАХА»

(Воспитатель ставит на стол стакан с водой и стакан с молоком.)

Воспитатель: Ребята, что находится в этих стаканах?

Дети: Вода и молоко.

Воспитатель: Но как вы догадались? Какого цвета молоко?

Дети: Белого.

Воспитатель: А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета?

Дети: Нет, вода бесцветная.

(Воспитатель завязывает глаза одному ребенку и предлагает понюхать воду и духи.)

Воспитатель: В каком сосуде вода? Как ты догадался? Пахнет ли вода?

Дети: Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха.

(Воспитатель завязывает глаза следующему ребенку и предлагает определить на вкус, в каком стакане вода, а в каком – молоко.)

Воспитатель: В каком стакане вода? А какая вода на вкус? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная?

Дети: Вода без вкуса, она безвкусная.

Воспитатель: Что нам показали опыты? Есть ли у воды цвет, запах и вкус?

Дети: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

3. «ЛЕД – ТВЕРДАЯ ВОДА»

Воспитатель: Ребята, я попрошу вас подойти к столу. У меня на столе стоит блюдце, накрытое салфеткой. Дотроньтесь до салфетки и попробуйте угадать, что находится на блюдце.

Дети: Лед.

Воспитатель: А как вы догадались? Лед какой – теплый или холодный?

Дети: Холодный.

Воспитатель: (Убирает салфетку). Молодцы, угадали, на блюдце лед. А если взять лед в руку, то что с ним произойдет? Во что он превращается?

Дети: Лед тает и превращается в воду.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что рука теплая, а лед холодный.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Что такое лед?

Дети: Лед – тоже вода, только твердая.

4. «ПАР - ЭТО ТОЖЕ ВОДА»

Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?

Дети: Когда её нагревают.

Воспитатель: А что нагревает воду?

Дети: Огонь, газ, электронагреватель.

Воспитатель: Обратите внимание, в банке горячая вода. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над банкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?

(Высказывания детей.)

Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар.

Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям).

Что вы видите на зеркале?

Дети: Оно запотело, и появились капельки воды.

Воспитатель: Значит, какой вывод мы можем сделать?

Дети: Пар - это тоже вода, очень сильно нагрета.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, а теперь можно и немного отдохнуть. Давайте встанем в круг.

Физкультминутка

(Под музыку – журчание воды.)

Дождик капнул на лошадку (правой рукой касаемся левой)

На цветы (круговое движение правой рукой)

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льётся, льётся – ой-ой-ой! (покачивание головы)

Побежали мы домой (бег на месте).

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам удобно расположиться на коврике и послушать стихотворение.

Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: «Без воды вам не прожить!

Вы меня в реке найдете и в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда ваша спутница – вода!

Воспитатель: Где еще в природе встречается вода?

Дети: В пруду, озере, ручейке, море, океане, роднике, луже.

Воспитатель: А какой может быть вода в этих водоемах?

Дети: Грязной, чистой, пресной, соленой.

Воспитатель: На нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку. Какая вода нужна человеку?

Дети: Пресная, чистая.

Воспитатель: Правильно. А в морях и океанах вода соленая. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин, родников – это в поселках и деревнях. А в городах вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества.

А кому еще нужна чистая, пресная вода?

Дети: Растениям, птицам, рыбам, зверям, домашним животным, насекомым.

(Дети выбирают карточки и прикрепляют к схеме)

Воспитатель: А теперь по картинкам расскажите, как человек использует воду?

(Дети показывают картинку и рассказывают)

Дети: Умывается, стирает, готовит есть, убирает дома, поливает огород, пьет, поит животных.

Воспитатель: Да, очень много пресной воды люди тратят, а много ли ее в природе?

(Высказывания детей)

Воспитатель: Очень, очень мало пресной воды на земле и ее надо беречь и экономить. Не загрязнять реки, не мыть машины на берегу, на заводах и фабриках строить очистные сооружения.

А как воду можно экономить?

Дети: При умывании не включать сильно кран, чтобы много воды не утекло. Закрывать хорошо кран после потребления. Своевременно ремонтировать краны.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

(Воспитатель приглашает детей подойти к фонтану)

Воспитатель: Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. С какими новыми свойствами воды вы сегодня познакомились?

Дети: Вода это жидкость;

Вода не имеет собственной формы;

Вода не имеет цвета, запаха и вкуса;

Лед и пар - тоже вода.

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А сейчас давайте поблагодарим гостей и подарим им памятки о том, как нужно беречь воду.

Памятка

Берегите воду!

Закрывайте водопроводные краны.

Своевременно ремонтируйте краны.

Не засоряйте водоёмы.

Не оставляйте мусор на берегу.

Публикации по теме:

Паспорт проекта «Живая вода» Тема проекта: «Живая вода» Вид проекта: информационно-исследовательский Сроки реализации: 07.10.13 – 22.11.13 Руководитель: Пронина Е. А. ,.

Проект «Вечная слава воде» Проект "Вечная слава воде". Тип проекта: информационно-исследовательский, средней продолжительности. Цели: расширять знания воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды»
Опубликовано: 2 февраля 2015 в 22:31
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 4–5 лет Тема: «Свойства воды»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Гончарова (УИ 194539) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
28 мая 2025 среда
День создания ВВПОД «Юнармия»!
Поздравляем пограничные войска России!

Конспект занятия
29 мая 2025 четверг
День скрепки
Вознесение Господне
День военного автомобилиста



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных