галина гусенко
НОД «Соберем календарь правильно» по познавательно речевому занятию в старшей группе
Познавательно-речевое занятие для детей старшей группы
«Соберем календарь правильно»
Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение классифицировать предметы. Расширять словарный запас. Совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение вести диалог, рассуждать. Вызывать у детей интерес к познавательной деятельности. Закреплять знания о свойствах воды. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Публикация «НОД „Соберем календарь правильно“ по познавательно речевому занятию в старшей группе» размещена в разделах
Материал: Для оформления – картины с зимними пейзажами, зимними забавами детей, празднования у елки.
Предметные картинки для игры «Четвертый лишний», «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот». Предметы из дерева, металла, пластмассы, бумаги, керамики, дерева. Таз с водой. Чашки с кипяченой водой по количеству детей. Салфетки, пластмассовый стакан, бутылка, колба. Угощение для детей, мяч.
Предварительная работа:
Проведение игр на развитие внимания, логического мышления. Составление рассказа по картине «Зима, зимние забавы, праздник «Новый год». Знакомство с предметами окружающего мира (материал). Проведение опытов с водой, заучивание загадок о временах года.
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята! Напомните, сейчас какое время года?
Ответы детей.
Воспитатель: Что зимой происходит?
Текст о зиме:
Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон. А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки. (Примерный текст о зиме)
Воспитатель: Все это правильно. Молодцы.
Звонок телефона. Беседа педагога с мнимым собеседником.
Воспитатель: Ребята, сегодня произошло несчастье Старичок - годовичок хотел свой календарь перевернуть, да только не удержал его и уронил и все месяцы и времена года перепутались. И теперь все наши дни рождения, праздники не наступят в положенный срок. Вы поможете старичку календарь собрать и времена года правильно расположить, он любит порядок? Чтобы все радостные события в положенное время произошли.
Дети: поможем.
Воспитатель: вы знаете загадки о временах года?
Дети: Да.
Дети загадывают.
Стало вдруг светлее вдвое
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое у березы на плечах
Утром мы во двор идем.
Листья сыплются дождем
Под ногами шелестят
И летят… Летят… Летят…Когда это бывает? (Осенью)
Я соткано из зноя
Несу тепло с собою.
Купайтесь! Приглашаю!
И любите за это,
Вы все меня, я (Лето)
Зазвенели ручьи
Прилетели грачи,
В дом свой – улей –
Пчела первый мед принесла
Кто знает, кто скажет, когда это бывает? (Весной)
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой)
Воспитатель: А теперь по порядку, сейчас какое время года? (Зима) Затем? (Весна) Затем (Лето) Затем? (Осень) И вновь наступит (Зима). Хорошо, справились. Давайте дальше задания выполнять и старичку помогать. Сколько сложностей и препятствий мы встретим. Но нас ничего не остановит?
Дети: нет.
Воспитатель: Тогда поиграем. Игра.
«Мы пойдем сейчас налево»
Мы пойдем сейчас налево,
а потом пойдем направо
Дружно соберемся,
Так же дружно разойдемся
Мы попрыгаем на ножках
и покружимся немножко.
Две руки за спину спрячем,
Тихо станем и не скачем!
Дети приближаются к столу, на котором картинки к игре «Четвертый лишний».
Цель: закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Задачи.
• Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственно-временные, логические связи.
• Развивать зрительное восприятие.
• Развивать монологическую и диалогическую речь.
• Воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции, целеустремлённость.
Воспитатель: Молодцы. Нас ждет следующая игра. Это трудное водное препятствие. Перейдем к следующему столу. Нужно рассказать о воде – вы справитесь? (Да) Как вы думаете, вода в тазу твердая или жидкая? (Ответы детей) А еще какие состояния воды вы знаете? (твердое – лед, газообразное – пар). Подойдите и опустите руку в воду. Какая она на ощупь? (ответы детей). Вытрите руки салфеткой. Куда делась вода? (вода впиталась в салфетку).
Я наливаю воду в сосуды – бутылку, стакан, колбу). Какую форму приобрела вода? (Форму сосудов). А сейчас я налью воду на стол, что происходит с водой? (Она растекается). У воды нет формы, значит она (Бесформенная).
Устали? Попейте воды, утолите жажду. (Дети пьют заранее приготовленную воду.) Какая вода на вкус? (У нее нет вкуса). Итак, вода какая? (Ответы детей – безвкусная). Молодцы. А теперь загадки о воде.
ЗАГАДКИ О ВОДЕ
Очень добродушная
Я, мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода)
Меня ждали, меня звали,
Показался – убежали. (Дождь)
На всех садится, никого не боится. (Снег)
С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снежинка)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает? (Дождь)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Растет она вниз головою,
Растет не летом, а зимою.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Воспитатель: Молодцы. Тогда поиграем. Игра.
«Мы пойдем сейчас налево»
Мы пойдем сейчас налево,
а потом пойдем направо
Дружно соберемся,
Так же дружно разойдемся
Мы попрыгаем на ножках
и покружимся немножко.
Две руки за спину спрячем,
Тихо станем и не скачем!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой беспорядок нам оставил Старичок – годовичок. Помогите все прибрать. Нужно, чтобы на одном подносе лежали предметы из одного материала. Игра «Наведи порядок».
Дети раскладывают с общего подноса с предметами на индивидуальные подносы, классифицируя материалы – металл, бумага, пластмасса, ткань, керамика, дерево.
Цель: учить детей классифицировать материалы. Закрепить умение называть материал.
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы справились! Далее нас ждет следующее испытание.
«Мы пойдем сейчас налево»
Мы пойдем сейчас налево,
а потом пойдем направо
Дружно соберемся,
Так же дружно разойдемся.
Две руки не прячем,
Тихо станем и не скачем!
На ковре игра с мячом «Скажи наоборот».
Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух; воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения.
Правила игры : Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы, бросая мяч ребенку. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу, бросив мяч назад воспитателю.
Мягкий – твердый
Широкий - узкий
Глубокий – мелкий
Тихий – громкий
Солнечный – пасмурный
Черный – белый
Быстрый – медленный
Веселый – грустный
Сытый – голодный
Красивый – уродливый
Чистый – грязный
Больной – здоровый
Говорить – слушать
Замерзать – таять
Высоко – низко
Свет – мгла
Кричать – шептать.
Воспитатель: все задания вы выполняете. Умницы! Присаживайтесь на стулья. Посмотрите на доску слева. Здесь следующее задание от старичка.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах.
Задачи:
1. закрепить умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
2. развить внимание, ловкость, быстроту реакции.
3. воспитать терпение и выдержку.
Лист-листик, дождь-дождик, ветер-ветерок, туча-тучка, гриб-грибок, птица-птичка, солнце-солнышко, снег-снежок, лед-ледок, санки-саночки, подарок-подарочек, сосулька- сосулечка, ручей-ручеек, цветок-цветочек, дерево-деревце, ягода- ягодка, трава- травка, куст- кустик, река-речка, песок-песочек.
Воспитатель: а теперь, ребята, назовите ласково друг друга – подарите хорошее настроение друг другу. (Ответы детей)
Воспитатель: молодцы, ребята. Посмотрите, на доске справа нас ожидает другая игра.
Дидактическая игра «Один-много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог показывает картину в единственном числе, дети называют во множественном числе. Пример:
Стол – столы стул – стулья
Гора – горы лист – листья
Дом – дома носок – носки
Глаз – глаза кусок – куски
День – дни прыжок – прыжки
Сон – сны гусёнок – гусята
Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь все месяцы скажем по порядку, сейчас первый месяц зимы (Декабрь)
Дети перечисляют по порядку месяцы.
Воспитатель: Вы справились, ребята. Теперь все события произойдут в положенный срок. Мы сумели собрать календарь. Зимнее угощение для вас приготовил старичок – годовичок. Вот оно!