Дилара Тимофеева
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «День республики Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №3 с. Толбазы муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе
«Зазвени, заиграй мой курай» октябрь 2018г.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „День республики Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- День Республики Башкортостан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Воспитывать интерес и желание узнавать о родном крае, дать общие знания: столица - город Уфа, многонациональная республика; расширить знания детей об образе жизни и быте древних башкир. Обеспечить правильное усвоение башкирской народной сказки.
Упражнять в умении отвечать на вопросы с полным, обоснованным ответом, составлять небольшой описательный рассказ о кукле. Обогащать словарный запас детей башкирскими словами, развивать слуховое внимание.
Воспитывать культуру поведения и культуру речи, интерес и уважение к народной культуре, народным традициям; формировать дружеские чувства дошкольников к другим народам. Вызвать положительные эмоции от увиденного, и услышанного.
Материал:
Карта Башкирии, кукла в башкирском национальном костюме, иллюстрация мужчины и женщины в национальном башкирском костюме, видеоролик с видами Уфы, магнитофон, аудио запись с башкирской мелодией, платки для игры «Юрта».
Предварительная работа:
Разучивание башкирской народной игры «Юрта», слушание башкирских мелодий (звучание курая, рассматривание иллюстраций о башкирской национальной одежде и быте древних башкир, беседы о родном городе и Республике Башкортостан.
-Ребята давайте вспомним, как называется наша республика? (Башкортостан)
-Какой праздник мы будем отмечать 11 октября?
-Люди каких национальностей живут в нашей республике? (башкиры, татары, русские и т. д.)
Послушайте, как о своем родном крае говорит поэт Рустам Гафуров.
«Край родной, Башкортостан»(Стихотворение читает ребенок)
Я люблю степной простор,
Вольный мой Башкортостан.
Я люблю седины гор,
Мудрый мой Башкортостан.
Я люблю твоих людей,
Добрый край Башкортостан.
Слава Родине моей,
В сердце ты Башкортостан!
Есть на свете много стран,
Есть на свете чудеса,
Мне милей Башкортостан,
И родные голоса
-А кто из вас знает как называется столица нашей республики? Кто сможет показать на карте, где она находится?
-Верно, Уфа очень красивый древний город! Кто из вас был в Уфе? А для тех кто не был, я предлагаю посмотреть на красивые места нашей столицы. (Показ виде ролика)
-Данияр ты хотел что-то сказать?
-У моего брата скоро день рождения. Он хочет получить в подарок курай и узнать как его делают?
-Ребята, как можно помочь Данияру? Чей это национальный инструмент (Башкир)
-А научились башкиры его делать еще в древности. Я предлагаю вам отправиться в гости к древним башкирам, познакомиться с ними поближе, узнать, как они жили, чем занимались и, наверняка, узнаем секрет изготовления Курая.
(Слайд №1)
Главным занятием древних башкир было разведение лошадей и овец. Летом жили башкиры в степях, перегоняя огромные табуны с одного пастбища на другое. (Слайд №2 и 3)Ели мясо животных, из шерсти делали одежду, а из молока кобыл – кумыс. Зимой башкиры возвращались в свои деревни, а скот загоняли в зимние стойбища. Для этого выбирали место на возвышенности, чтобы до глубокой зимы животные могли питаться травой.
-Как называлось временное жилище башкир на пастбище? (Слайд№4) (Показ макета) Каркас был деревянный, а сверху его накрывали войлоком. Юрта легко собиралась и разбиралась, когда нужно было переходить на другое пастбище.
-Как вы думаете, что было внутри юрты? (Дети перечисляют предметы обихода.) (Показ слайда№5 –внутренне убранство юрты.)
-Конечно, здесь было все необходимое для жизни. Внутри юрты было очень тепло и красиво. Везде развешаны ковры, на полу постелены паласы.
-Посмотрите, что я принесла. Это палас. Давайте хором скажем. (Рассматривание паласа)
-Какой узор использован для украшения паласа? (На черном фоне ромбики,треугольники разного цвета)
- Башкирский народ после трудового дня умел весело отдохнуть, играли во многие башкирские игры. Одной из веселых музыкальных игр была игра «Юрта». Сейчас мы с вами поиграем в игру «Юрта»
Ф\ м:«Мы веселые ребята
Соберемся мы в кружок
Поиграем и попляшем
И помчимся на лужок»
-Посмотрите, как одевались башкиры в старину. (Показ кукол)
-Девочки одевали «кульмяк» с оборками. На голову одевали повязку- «хараус». А украшали все серебряными монетками. Считалось, что серебро оберегает от сглаза, злых духов. Мальчики носили «камзол», а на голову одевали «тюбитейку»
-Давайте попробуем составить небольшой рассказ про девочку и мальчика. Назовем их Айсылу и Айдар. (Составление описательного рассказа детьми)
-Башкирский народ сочинил много интересных и поучительных сказок. Сейчас мы разделимся на две команды и разложим схематические картинки по знакомым нам сказкам в правильной последовательности. (Дети работают за столами)
-Какая сказка у вас получилась? Кто герой этой сказки? (Отвечает сначала одна команда потом другая)
-А в свободные минуты башкиры сочиняли и пели задушевные песни под мелодию национального инструмента. Какого? (Курай)
-Вот сейчас, мы все вместе посмотрим, из чего и как изготавливают курай? (Просмотр познавательного фильма)
- Значит из чего изготавливают Курай?
(Из глубины слышно звучание курая, заострить внимание детей на этом). В зал заходит кураист, играя на инструменте.
- К нам пришел настоящий кураист. Он исполнил для вас башкирскую мелодию на башкирском музыкальном инструменте курай.
- А давайте мы расскажем нашему гостю, что интересного вы узнали сегодня и ты Данияр, слушай и запоминай, что бы рассказать брату.