Наталия Казакова
НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД
по познавательно–речевому развитию
Тема: «Мы – друзья природы!»
Выполнил:
воспитатель МАДОУ №4
«Лебедушка»
г. Южно-Сахалинск
Казакова Н. В.
Цели:
• Раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей.
Публикация «НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
• Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
• Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Материалы: Аудиозапись «Птичьи голоса»; Красная книга России (фото из нее);
Предварительная работа: чтение рассказа В. Сухомлинского «Рогатка и воробьиное гнездо»; просмотр и обсуждение презентации «Правила поведения в природе».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А чтобы узнать, куда мы отправимся, отгадайте загадки:
1. Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой. (Лес)
2. Он зелёный и густой,
Он высокий и большой:
То еловый, то дубовый,
То осиново-сосновый.
У него полно плодов,
Ягод, шишек и грибов,
И протоптанной тропинкой,
По нему идут с корзинкой (Лес)
Воспитатель: Для чего люди ходят в лес, на полянку, на луг?
Дети: (высказывают свои предположения)
Воспитатель: Правильно. Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку природы : шелест листьев на ветру, пение птиц, жужжание жуков. А теперь давайте закроем глаза и перенесёмся в лес, сказочный и красивый.
(Звучит запись «Голоса птиц»)
Воспитатель: Вот мы с вами и в лесу. Дети, полюбуйтесь, как хорошо в лесу, красиво, чистый воздух, пение птиц успокаивает и радует слух. Послушайте, как в лесу поют птицы…
Мудрый лес, добрый лес
Полон сказок и чудес.
Ждут нас на лесной опушке
Птички, бабочки, зверюшки,
Паучок на паутинке
И кузнечик на травинке!
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, о чём поют птицы?
Дети: О солнышке, о травке, о листве, о голубом небе, о лете.
Воспитатель: Что дает человеку лес?
Дети: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал.
Воспитатель: Вспомните ребята, что делали люди в старину из дерева?
Дети: Строили дома, избы, посуду вырезали, лодки строили, делали игрушки для детей.
Воспитатель: А почему лес называют аптекой?
Дети: (высказывают свои предположения) В лесу много лекарственных трав. Воздух тоже лечит.
Воспитатель: А как лес может обогреть человека?
Дети: Человек дровами обогревает дом, а дрова - это деревья, которые росли в лесу.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, что ещё вы видите?
Дети: Цветы, кусты, грибы.
Воспитатель: Чем для них является лес?
Дети: Это их дом.
Воспитатель: Правильно, ребята. Лес - это дом для растений, животных, грибов.
В лесу есть свои правила и законы сохранения порядка в природе. Животные все их соблюдают, а вот человек иногда их нарушает. А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте их повторим. Я буду вам говорить, как ведут себя некоторые люди в лесу, а вы будете определять правильность ответами «Да» и «Нет».
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?.
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?.
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?.
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?.
Воспитатель: Вы должны запомнить: лес наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно. А какие еще правила поведения в природе вы знаете?
Дети: Деревья не ломать, животных не пугать, не сорить, костер не разжигать и др.
Воспитатель: Молодцы! А ещё нельзя цветы нельзя рвать. Есть люди, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов. Многие растения становятся редкими из- за того, что люди их рвут. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
Ребята, может кто-то из вас слышал про «Красную книгу»? Что это за книга?
Дети: (рассуждают, вспоминают)
Воспитатель: Многие виды редких растений и животных взяты под охрану. Они занесены в «Красную книгу». Это значит, что они находятся под особой охраной.
(Просмотр нескольких слайдов или картинок. Вспомнить и закрепить названия.)
Воспитатель: Давайте поиграем на лесной полянке!
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Воспитатель: Но не всегда человек справедлив по отношению к лесу. По вине безответственных, невнимательных людей возникают экологические проблемы леса. Послушайте стихотворение и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
1. Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез… (Речь идет о вырубке леса.)
2. Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
Воспитатель: Верно ли вели себя отдыхающие?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как мы должны вести себя в лесу?
Дети: Не оставлять мусор в лесу; не ломать ветки и деревья; не разорять птичьи гнезда и муравейники; не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие. И мне очень хочется верить, что вы всегда будете настоящими друзьями природы. Что вы никогда не поломаете деревце, не наступите на жучка, не разорите гнёздышка…
И тогда для вас награда —
Птицы, звери — все вам рады!
Бабочки порхают,
Цветочки расцветают,
Спеют ягоды для вас,
Приходите, в добрый час!
Ну а нам нужно возвращаться в детский сад. Возьмемся за руки друзья, и по тропе лесной, отправимся к себе домой.
(Под музыку дети шагают по импровизированной лесной тропинке)