светлана салбиева
НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Маленький край большой земли»
▼ Скачать + Заказать документы
«Маленький край большой земли»
Составила: воспитатель МБДОУ№59 г. Владикавказа Салбиева С. М.
Цели и задачи: Закреплять знания детей об особенностях жизни и быта древних осетин. Расширять и уточнять знания о воспитании детей в осетинских семьях. Систематизировать знания о нартском эпосе и устном народном творчестве. Закреплять представление о национальной символике. Развивать устойчивый интерес к познанию осетинской культуры. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе „Маленький край большой земли“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Предварительная работа. Беседы по теме, чтение осетинских сказок, чтение нартских сказаний, заучивание осетинских пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций по теме, прослушивание осетинских мелодий, разучивание, подвижные и хороводные осетинские народные игры, заучивание считалочки на осетинском языке.
Методы и приёмы. Беседа, художественное слово, сюрпризный момент, рассматривание иллюстраций, ТСО - прослушивание музыкальных фрагментов, рассматривание флага и герба, вопросы детям, напоминание, поощрение, анализ.
Оборудование. Иллюстрации: герои нартского эпоса, сакля, древний аланский воин; флаг, герб, аудиозапись осетинских мелодий и гимна, музыкальный центр, осетинские пироги.
Ход НОД:
Воспитатель: Северная Осетия – край белоснежных гор- великанов, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.
Ребё нок: … Снег сияет горный,
Манит вышина.
Там ныхас просторный,
А на нём сосна,
С диких скал свергаясь
Воет водопад,
С двух сторон сверкая
Ледники висят. («Всати» К. Хетагуров)
Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров уголок родной земли. В таком замечательном месте живет гордый осетинский народ. Вот как о своё м народе говорит современный осетинский поэт:
«… До конца своих дней
Благодарен судьбе
За то, что как птица свободный.
Я рождён на святой
Осетинской земле,
Аланов потомок я гордый.
Ребята, вы знаете, кто такие аланы?
Дети: Аланы - это древний осетинский народ, предки осетин.
Воспитатель: Они были высокие, стройные с тёмно – русыми волосами. Жили они, в основном, в горной местности. Осетинские поселения располагались на высокогорных скалистых местах для безопасности от нападений.
В те далёкие времена зародился нартский эпос. Нарты – это поэтическое название осетинского народа. В нартских сказаниях изображена жизнь древних осетин. Ребята, каких героев нартского эпоса вы знаете?
Дети: Батраз, Сослан, Шатана, Сырдон, Хамыц, Урызмаг…
Воспитатель: Кто изображен этой иллюстрации? (Шатана) Кем была Шатана для нартов?
Дети: Шатана – мудрая женщина, все нарты шли к ней за советом. Она – волшебница, могла превращаться в молодую красавицу или старуху. Понимала язык зверей и птиц, могла вызвать бурю и снег. Шатана вырастила и воспитала Батраза и Сослана. Первая научилась варить осетинское пиво.
Воспитатель: А этого нартского богатыря вы узнаёте? (Батраз) Какой был Батраз?
Дети: Батраз – это железный человек. Он очень сильный, отважный и непобедимый. Батраз всегда помогал нартам, защищал свой народ от врагов.
Воспитатель: Вот такие необычные люди были нарты. Нартский эпос – это великое произведение искусства. В нём воспеваются мужество и скромность, бескорыстная дружба, благородство, справедливость, любовь к родине и к своему народу.
Физминутка (на осетинском языке)
Ках лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.
Ках сауы, сауы, сауы! /идут по кругу.
Кахта жгхорынц, жгхорынц, жгхорынц! /бегут.
Кахта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.
О ма кахта! Гыццыл кахта! /садятся, обхватив ноги.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как жили древние осетины. Как назывались их дома, как они их строили? (Иллюстрации)
Дети: Дом назывался сакля. Строили её из камней без цемента. Одна сторона сакли пристраивалась к скале или к башне. Крыша сакли была плоской, на ней сушили зерно, сено или шерсть.
Воспитатель: Какое место в сакле считалось святым? (Иллюстрация)
Дети: Святое место в сакле – это очаг. Над огнём на цепи висел медный котёл. Очажная цепь называется «рахыш». Это священный предмет каждой осетинской семьи.
Воспитатель: Какие главные занятия были у древних осетин?
Дети: Осетины занимались скотоводством, земледелием, кузнечным делом.
. Воспитатель: А в какие народные игры играли дети?
Дети: «Чепена», «Перетягивание каната», «Коршун и журавли».
Проводится осетинская народная музыкальная игра «Чепена»
Воспитатель». Ребята, а какие осетинские пословицы и поговорки о воспитании вы знаете?
«Глаза неуча слепы»
«Ложь говорить стыдно»
«Умный в трудном деле не торопится»
«Люди друг с другом считаться должны»
«Человек создан для труда»
«За добро злом не платят»
«Человек захочет и на горной вершине цветы зацветут»
Воспитатель:,. Сейчас прослушаем мелодию осетинского народного танца «Хонга» на осетинском народном инструменте – гармошке.
Воспитатель :. А ещё взрослые придумывали для своих детей сказки, которые передавались из поколения в поколение. Мы тоже читали эти сказки. Скажите, какие осетинские народные сказки вы знаете?
Дети: «Как мышь своему сыну невесту искала», «Что дороже?», «Золоторогий олень», «Волк, свинья и ворона», «Папаха».
Воспитатель: Что высмеивается в осетинских сказках?
Дети: Жадность, глупость, трусость, враньё, обжорство, лень.
Воспитатель: А какие человеческие качества воспитываются в сказках?
Дети: Ум, смекалка, смелость, дружба, сила, трудолюбие, справедливость, юмор.
Воспитатель: Народные сказки всегда поучительны для детей. Плохое всегда высмеивается и осуждается, а хорошие поступки героев всегда восхваляются и воспеваются.
Аланы были смелыми, сильными, отважными воинами. И сейчас мы покажем какими они были сильными. Проводится п/игра «Перетяни канат»
Но им было трудно защищать свои земли от многочисленных набегов врагов. Тогда они решили попросить помощи у большого соседнего государства – у России. Скажите, ребята, как теперь называется наша республика?
Дети: Республика Северная Осетия - Алания.
Воспитатель: Как у любого государства у нашей республики есть национальная символика: герб, флаг и гимн. (Показ герба) Почему на гербе нашей республики изображен снежный барс?
Дети: Потому что барс очень красивый, сильный, отважный зверь. Он без страха бросается на врага и никогда не отступает, даже если враг сильней. Это означало, что осетинский народ, как барс сильный и смелый в борьбе с врагом, отступление считает ниже своего достоинства.
Воспитатель: Что означают цвета нашего флага? (Показ флага)
Дети: Белый цвет – символ чистоты, чести, благородства. Красный – символ воинской доблести и славы. Желтый цвет – символ изобилия и благодати.
Воспитатель предлагает детям прослушать фрагмент гимна республики.
Воспитатель: Вот как много мы знаем об истории возникновения осетинского народа: откуда он пришёл, как жил, как воспитывал своих детей. На последующих занятиях мы будем знакомиться с тем, как живёт осетинский народ в настоящее время, с традициями и обычаями осетин. У осетин есть хорошая традиция – угощать гостей тремя пирогами. Эта традиция своими корнями уходит глубоко в древность. (Выносят пироги, звучит осетинская плавная мелодия). Традиционная форма пирогов круглая (Круг, как символ «земли – бесконечности – законченности). Число 3 связано с важнейшими категориями жизни: Бог, солнце, земля. Разрезают пироги двумя прямыми пересекающимися линиями, символизирующими крест. Это центр мира и четырёх направлений вселенной. (Воспитатель режет пироги и угощает детей).