Анна Шельпякова
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе «Письмо королевы Математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части; уточнить знания о прямом и обратном счете; знания о геометрических фигурах.
2. Стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко, быстро отвечать на поставленные вопросы. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познавательное развитие“ в старшей группе „Письмо королевы Математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к занятиям математики.
Словарная работа: целое, части, половинка, четвертинка, прямой и обратный счет.
Предварительная работа: дидактические игры с цифрами, числами, геометрическими фигурами, индивидуальная работа.
Материал к занятию :
демонстрационный – конверты пяти цветов (красный, желтый, коричневый, голубой, зеленый); иллюстрации «Огонь, вода, небо, земля», карточки с цифрами,бубен,
раздаточный материал – цветные прямоугольники,ножницы.
Ход занятия.
- Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Сегодня утром к нам приходил почтальон и оставил письмо от Королевы всех наук - Математики. Наверное, она хочет пригласить нас в свое королевство. Но, прежде чем туда отправиться, нам нужно сказать волшебные слова, чтобы всё у нас получилось и мы справились со всеми заданиями.
-уши слушают – и все слышат,
-глаза смотрят – и все видят.
-ноги не мешают, руки помогают.
- а голова хорошо думает.
Дети садятся на свои места, а воспитатель читает письмо :
«Дорогие, ребята! Пишет хорошо знакомая вам, Королева Математики! Ваш воспитатель писала мне, что вы успешно справляетесь с моими заданиями. Вот и теперь я отсылаю вам цветные конверты с заданиями. До свидания! Ваша Королева Математики!»
Воспитатель выкладывает 5 цветных конвертов: коричневый, голубой, жёлтый, красный, зелёный.
Воспитатель:
-Ребята! Давайте посчитаем конверты слева направо (посчитали). Сколько их? (5)
-Каким по цвету третий по счёту конверт? (жёлтый)
-Какой конверт стоит между жёлтым и зелёным? (красный)
-А теперь мы откроем конверт, который стоит перед голубым. Какой? (коричневый).
Воспитатель открывает конверт, а там цветные квадраты.
-Ребята, Королева Математики предлагает нам превратиться в волшебников и поэкспериментировать с цветными квадратами. Она предлагает нам сделать из большого квадрата два прямоугольника. Как это сделать?
Дети. Надо сложить квадрат пополам и получится два прямоугольника.
Воспитатель. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые?
Дети. Нужно совмещать края. Чтобы уголочки подружились с друг другом.
Воспитатель. Линию сгиба хорошо проглаживаем на столе. Развернули наш квадрат. Вот мы получили два прямоугольника. Теперь по линии середины разрезаем наш квадрат на равные части (пока дети разрезают квадрат воспитатель обращает внимание на правила пользования ножницами, о правильной осанке во время выполнения задания)
-Возьмите в руку прямоугольник. Как мы назовём эту часть?
Дети. Половинка квадрата.
Воспитатель. Если мы возьмём две половинки, что у нас получиться?
Дети. Целый квадрат.
Воспитатель. А теперь давайте превратим наш прямоугольник в два маленьких квадрата? Подумайте, как это сделать?
Дети. Нужно прямоугольник сложить пополам короткими сторонами и получиться два квадрата.
Во время ответов детей воспитатель обращает внимание на то, чтобы они отвечали полными предложениями на поставленные вопросы.
Воспитатель. А теперь разрезаем наш прямоугольник по линии сгиба и не забываем про правила пользования ножницами.
-Взяли в руки маленький квадрат. Это будет четвертинка большого квадрата.
Если мы возьмём в руки два маленьких квадрата у нас получиться….
Дети. Половинка квадрата.
Воспитатель. А если мы сложим четыре маленьких квадрата, то мы получим…
Дети. Целый большой квадрат.
Воспитатель. А теперь давайте из наших разноцветных маленьких квадратиков выложим цветной ковёр для Королевы Математики. Вашу работу я сфотографирую и по почте отправлю ей.
Дети выкладывают ковёр, а воспитатель фотографирует.
Воспитатель. Сколько у нас конвертов осталось?
Дети. Четыре.
Воспитатель. А теперь мы откроем конверт, который стоит справа от голубого конверта. Какой?
Дети. Мы откроем жёлтый конверт.
Воспитатель открывает конверт, а там цветная иллюстрация на которой изображены : огонь, вода, земля, небо.
Воспитатель. Ребята, Королева Математики предлагает нам немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка «Огонь, вода, земля, небо».
При слове «Небо» - руки вверх, «Вода» - перед собой, «Земля» - руки вниз, «Огонь» - руки за спину. Сначала дети выполняют движения вместе с воспитателем, затем он их начинает путать.
Воспитатель. Сколько у нас теперь осталось конвертов?
Дети. Три.
Воспитатель. Сейчас мы возьмём конверт не голубой и не зелёный. Какой?
Дети. Мы возьмём красный конверт.
Воспитатель открывает конверт, а там
Воспитатель. Ребята, нам королева Математики предлагает поиграть в игру «Верно – неверно». Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- вечером вся семья собирается дома
- в неделе 7 дней
- За понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- весна наступает после лета
-на одной руке 5 пальцев
-у треугольника 4 угла
-день рождение 2 раза в году
Воспитатель. Сколько теперь у нас осталось конвертов?
Дети. Два.
Воспитатель. Сейчас мы откроем голубой конверт. А там карточки с цифрами, разложенные не по порядку. Давайте с ними поиграем в игру «По порядку становись». Но для этого нам нужно превратиться в них (воспитатель вызывает к себе 10 детей и даёт каждому карточку с цифрой). А теперь закрыли глазки, покружились вокруг себя и превратились в ту цифру, которая у вас в руках.
-Раз, два, три по порядку становись.
- Число 3, назови свих соседей. (5 и 6)
-Число 5 назови какое число стоит справа от тебя? (4)
-Число 7 закрой глаза и назови своих соседей (6 и 8…. и т. д.
Воспитатель. Остался зелёный конверт. Как про него можно сказать, какое оно? (пятое, последнее). Там лежит цветная иллюстрация руки и ноги. Сколько раз я стукну в бубен, столько раз вы должны топнуть или хлопнуть.
Игра «Хлопни – топни»
Воспитатель. А теперь подведем итог нашего занятия. Что мы с вами сегодня делали? (были волшебниками и делили целое на части, играли в игры «Огонь, небо, вода, земля» и «Верно – не верно», превращались в числа и т. д.
- Сейчас каждый спросите у себя: «Справился (лась) ли я сегодня с заданиями, или я испытал (а) какие-то трудности?» (ответы детей)