Елена Кузнецова
НОД по образовательной области «познавательное развитие» в средней группе. Создание в группе календаря «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД – «Создание в группе календаря «Времена года»
Образовательная область: познавательное развитие
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность
Возрастная группа: средняя группа
Цель: закрепление представлений детей о временах года
Публикация «НОД по образовательной области „познавательное развитие“ в средней группе, Создание в группе календаря „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Задачи:
Образовательные: - обобщать знания детей о характерных особенностях разных времён года - развивать умения воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа
Развивающие: - развивать образность речи, творческое воображение - развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику; - развивать эстетическое восприятие красоты природы
Воспитательные: - воспитывать любовь к природе. - доставить детям радость и удовлетворение от создания календаря - воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.
Предварительная работа: - целевые прогулки, наблюдения за изменениями в природе - отгадывание загадок о сезонных изменениях - чтение стихов, рассказов о временах года - рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа - беседы в уголке природы
Материалы и оборудование: Фланелеграф, иллюстрации с изображением Старика-годовика, птиц-символов, картинки по временам года, ватман, клей, салфетки, смайлики медали.
Ход НОД:
Упражнение «Поздороваемся»
Цель: создание атмосферы дружелюбия, позитивного эмоционального фона занятия, установка на взаимодействие.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями. А теперь по моему сигналу-хлопку нужно будет очень быстро «поздороваться друг с другом», при этом каждый раз вам надо будет находить нового партнёра. Итак, нашли пару: здороваемся глазами… руками… плечами… ушами… носами… коленями… пятками.
Вхождение в тему (техника знающего незнания)
Цель: развитие умения детей выделять области знаемого и незнаемого материала. Подведение к осознанию, чем конкретно им полезно и для чего нужно то, что они уже знают.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Садитесь на ковер, я расскажу вам одну сказочную историю Владимира Ивановича Даля «Старик Годовик» (фланелеграф)
Вышел старик-годовик из своих владений. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы (декабрь, январь, февраль). Повеял холод, затрещал мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка (март, апрель, май). Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка (июнь, июль, август). Стало жарко, душно, знойно. Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
- Что это за птицы вылетали из рукава Старика Годовика? (месяцы)
- Декабрь, январи, февраль – это?. (зимние месяца)
- Какого они цвета?
- Март, апрель, май - это?. (весенние месяца)
- Весенние птицы какого цвета?
- Июнь, июль, август – это?. (летние месяца)
- Летние птицы, какого цвета?
- Сентябрь, октябрь, ноябрь – это?. (осенние месяца)
- Осенние птицы, какого цвета?
- Весна, лето, осень, зима – это?. Земле становится то холодно, то жарко. Точнее было бы сказать, что на Земле происходит смена времен года. (времена года)
Первой к нам зима идет,
Новый год она ведет.
За зимой второй весна,
Говорят: весна красна.
Третьим лето - все в цветах
И с малиной на кустах.
А четвертой осень,
Ветер с клена листья сбросил.
- Кто в году четыре раза переодевается? (Это наша Земля).
Формирование ожиданий воспитанников (Метод «Сегодня мы.»)
Цель: обеспечение настроя воспитанников на достижение цели.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о временах года и сделаем четыре картины времен года, чтобы потом узнать у кого в какое время года день рождение.
Появляется грустный медведь
Медвежонок: Здравствуёте ребята. Я этой зимой родился, и недавно выбрался из берлоги. Мама мне рассказывала про малину. Я искал, искал, и негде не могу найти. А у вас малина поспела, помогите её найти.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможет мишутка весной найти малину? Поэтому?
Игра «Угадай: какое время года?»
Цель: уточнить характерные признаки времен года, выявлять простейшие причинно-следственные связи
Мишутка: Я совсем не чего не знаю о временах года. Мама медведица дала мне картинки и отправила к вам в детский сад, чтобы вы меня научили. Помогите отгадать, на какой картинке какое время года, и объясните почему.
Игра «Угадай: какое время года?»
(Четыре ребенка по картинкам, времена года, отвечают: «Я думаю, это время года лето, потому что летом много цветов» или «Я думаю, это время года зима, потому что зимой бывает снег и падают снежинки»).
Воспитатель: Медвежонок, ты запомнил в какое время года что бывает? А теперь, мы составим пейзаж.
Медвежонок: А что такое пейзаж? (это картина о природе). Воспитатель: Мы составим четыре картины по временам года.
Метод «Разминка»
Цель: снять усталость, напряжения, восстановление энергии перед выполнением учебной задачи.
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на картинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже.
Наклонились к полу ближе.
Э-э-э! Какой же ты лентяй!
Потянись, но не зевай!
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Игра «Составь пейзаж»
Цель: Повторение признаков времён года, творческой активности детей.
Воспитатель: - Размялись, готовы? Ребята, а у меня есть разноцветные полоски, возьмите каждый по одной.
Игра «Составь пейзаж»
Воспитатель: А теперь у кого белые карточки, вы собираете зимнюю картину. У кого зелёные карточки - весеннюю. У кого красные карточки – летнюю. И у кого жёлтые –осенние. Работать дружно, сообща, помогайте друг другу.
Воспитатель: Ребята, а давайте позовём сказочных птиц к нам в картину (белые птицы – зима, зелёные – весна, красные – лето, жёлтые – осень)
Воспитатель: Молодцы, я вижу что вы готовы. Времена года следуют друг за другом по кругу и образуют год. Назовите ещё раз, все четыре времени года по порядку. (зима, весна, лето, осень). Как вы думаете, зачем людям знать времена года и названия месяцев? Теперь у нас в группе будет такая симпатичная картина времён года. И мы сможем отметить у кого в какое время года день рождение. Вам задание кто не знает, в какое время родился, и в какой месяц узнайте у свой мамы.
Медвежонок ты всё запомнил?
Игра «Что когда бывает» Цель: Закрепить характерные признаки времён года
Медвежонок: Да, и я хочу поиграть с ребятами в игру, когда это бывает?
Игра «Что когда бывает»
Медвежонок: Внимательно меня послушайте и скажите когда что бывает:
- земля покрыта зелёной травой
- деревья стоят голые
- тает снег, и появляются проталины
- вода в речке теплая и можно купаться
- перелётные птицы улетают в тёплые края
- речка покрыта льдом
- медведь просыпается и выходит из берлоги
Медвежонок: Молодцы справились. Ребята, зимой я сплю в берлоге, весной просыпаюсь, а что я буду делать летом и осенью.
П/и «Зайцы и медведи»
Цель: развивать ловкость, умение перевоплощаться.
Медвежонок: Ребята, а давайте поиграем. Я сейчас поколдую и ребят превращу в зайчат. Раз, два, три зайки ко мне скачи.
П/игра «Зайцы и медведи»
Медвежонок сидит на корточках и дремлет. Дети- «зайцы» прыгают вокруг и дразнят его:
Мишка бурый, мишка бурый,
Отчего такой ты хмурый?
«Медведь» встает, отвечает:
Я медком не угостился
Вот на всех и рассердился.
1,2,3,4,5 – начинаю всех гонять!
Медвежонок: Ребята мне очень у вас понравилось. Я много узнал нового. Но ещё раз скажите мне, пожалуйста, когда я смогу полакомится малинкой?
Буду ждать, а сейчас мне пора, до свидания.
Рефлексия (метод «Смайлики-медали»)
Цель: осмысление новых знаний, самооценка себя, своего поведения на занятии.
Рефлексия (метод «Смайлики-медали»)
Воспитатель:
- что нового узнали на занятии?
- что понравилось?
- что показалось трудным?
Посмотрите, что я принесла. (смайлики). Это не простые смайлики, это медали-оценки. С одной стороны белого цвета, с другой оранжевого. Если вам сегодня понравилось, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую сторону медали.
А теперь этими же медалями каждый из вас оценит, как он работал на занятии. Прикрепите к доске медаль оранжевой стороной, если считаете, что вы занимались хорошо. Белый цвет означает, что вам не понравилось, как вы занимались. Работали вы на занятии хорошо или плохо?