Елена Захарова
НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Секреты магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
«Секреты магнита»
Программные задачи:
- сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить об использовании магнита человеком;
-способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения;
- развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Публикация «НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Секреты магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с острыми предметами;
- пополнить словарь детей новыми словами: магнит, магнетические, немагнетические.
Оборудование. Посылка, «волшебная варежка» (с магнитом внутри, ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая, магниты (каждому ребенку, различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т. д., тарелочки с крупой, стакан с водой (на каждого ребенка).
Предварительная работа. Проведение опыта «Все ли притягивает магнит?», использование в свободной деятельности дидактических игр : «Рыболов», «Магнитная геометрическая мозаика», «Магнитная касса цифр и букв».
Ход
Воспитатель. Ребята, пришла посылка «Для любознательных». Я думаю, что это вы. Посмотрим, что же там находится? ( В посылке три ложки: пластмассовая, деревянная, металлическая и рукавица, в которой спрятан магнит).
- Ложка деревянная, ложка пластмассовая, ложка металлическая и рукавица. Я думаю, что рукавица здесь не случайно, она волшебная. Повнимательней, смотрите, за рукой моей следите.
1. Игра “Волшебная рукавица”
Воспитатель: (подносит рукавицу к каждой ложке). Нет волшебства. Опять нет волшебства. Получилось, волшебство! Ребята, как вы думаете, почему не притянулась ни деревянная ложка к рукавице, ни пластмассовая, а притянулась только одна металлическая ложка? Молодцы, ребята вы меня просто порадовали, разгадав секрет, действительно в рукавице находится магнит.
Послушайте загадку, можно так сказать про магнит?
«Этот жадный предмет все предметы хватает.
Для него нормы нет, прилипанием страдает»
Ребята, как вы, думаете, что такое магнит?
-Это предмет, который притягивает к себе металлические изделия.
Воспитатель. Магнит – это куски железа или стали, который притягивает к себе металлические предметы. Притягивает магнит только некоторые металлы: ЖЕЛЕЗО, СТАЛЬ, НИКЕЛЬ. Другие металлы, например: алюминий, серебро, золото – не притягивает. И вы в этом убедитесь сейчас. Перед вами золотое колечко, алюминиевая пластинка, проверим, притянет ли эти металлические предметы магнит?
Действительно ни золото, ни алюминий не могут взаимодействовать с магнитом.
- Возьмите, ребята, в руки магнит, и обследуйте, какой он?
( Путм экспериментирования дети определяют качества:
• определите на ощупь (гладкий, холодный,
• постучите по столу, какой звук слышите? (глухой) ,
• попробуйте сломать: тврдый или мягкий? (твердый) ,
• какой он: тяжлый или лгкий? Мы знаем, что легкие предметы в воде что делают (плавают, а тяжелые предметы? (тонут). Опустите в воду магнит – утонул, значит, он тяжелый.
Вывод: гладкий, глухой звук, тврдый, тяжлый.
Воспитатель: Ребята, магнит хранит в себе много секретов. Один из них мы уже знаем: притягивает к себе металлические предметы через ткань (рисунок) и разгадаем второй секрет :
Опыт «Танец скрепок». На картон рассыпаются скрепки, под картоном магнит.
- Скрепки спокойно лежат. Будьте внимательны и следите: я провожу магнитом по бумаге и что вы заметили?
- Магнит заставляет скрепки двигаться.
Вывод. Вот и еще один секрет узнали : магнит взаимодействует с предметами через бумагу (рисунок).
Воспитатель: А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, спрятанные в крупе? (Да. Нет). Давайте попробуем раскрыть и этот секрет
Опыт «Поможем Золушке перебрать крупу».На тарелочках гречка, внутри скрепки, кнопки, гаечки. С помощью магнита все из гречки убираем.
Воспитатель: Как быстро вы справились с заданием, будто по взмаху волшебной палочки очистили крупу. Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы? (Гайки, шурупы, болты, скрепки, булавки).
Воспитатель: Почему они притянулись к магниту? (Эти предметы из железа - они металлические).
Воспитатель: Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические.
Вывод. Еще один секрет разгадали, магнит действует через крупу (рисунок).
Воспитатель: А что если бы, в крупе были резиновые, бумажные, стеклянные предметы, смогли бы вы очистить крупу? Почему? Возможно, ли очистить крупу, если в ней находятся золотые изделия? Почему нет?
Воспитатель: Предметы, которые не притягиваются называются немагнетические. А теперь, прежде, чем узнать еще про один секрет, предлагаю отдохнуть и поиграть с шариками. (Пальчиковую гимнастика).
Опыт «Не замочи рук».
Воспитатель: Сейчас мы попробуем разгадать еще один секрет магнита. Перед вами стакан с водой с металлическими предметами. Вам нужно, не замочив рук, достать скрепку. Поможет вам в этом, конечно, магнит. (У каждого ребенка стакан с водой. Ребенок опускает скрепку в стакан с водой и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит. Скрепка «тянется» за магнитом).
Вывод. Еще один секрет : магнит взаимодействует с предметами через стекло и воду (рисунок)
Воспитатель: -А теперь садитесь и послушайте.
(Звучит музыка).
-Я расскажу вам одну старую легенду.
Звучит спокойная музыка.
-В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
-Понравилась вам эта легенда?
-Почему же магнит так назвали?
Воспитатель: Ребята, где в нашей группе можно увидеть магниты? (магниты на доске для удержания картинок; магнитные игры, магнитный конструктор, игра рыбалка, железная дорога, буквы и цифры на магнитах).
Воспитатель: А как вы думаете, где еще используется магнит? (В наушниках, в телефонной трубке, на банковской карте, магнитные замки). С помощью магнита можно легко и быстро собрать рассыпавшиеся иголки, кнопки. А еще используют магниты в строительстве, для поднятия тяжелых металлических грузов. В водопроводах устанавливают магнитные фильтры воды, которые улавливают частички металла, и вода в кран поступает чистой. На заводе ОЭМК есть краны с большими, мощными магнитами. С их помощью пластины металла перемещают с одного цеха в другой. В медицине - магниты используются в приборах МРТ (магнитно-резонансной томографии) (Демонстрируются картинки). А еще, ребята, магнит есть в компасе (показать). Компас – прибор для определения своего местоположения. Внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу, она всегда указывает на север. А определив по стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света: юг, восток, запад.
Как вы, думаете, кому нужен компас? Компас нужен геологам, туристам, путешественникам).
Воспитатель: сегодня разгадали все секреты с магнитами. Вспомните, какие секреты вы узнали сегодня.
1. Магниты притягивают металлические предметы через ткань.
2. Магнит может притягивать предметы через бумагу.
3. Магнит взаимодействует с предметами через крупу.
4. Магнит взаимодействует через стекло и воду.
Воспитатель: Какими вы были на занятии? (любознательными, внимательными, умными, ловкими)
Молодцы, вы были очень любознательны, а любознательные всегда хотят узнать, что- то новое. А что бы вы хотели узнать еще? А подскажите мне, как и где найти нужную информацию? (Спросить у родителей, позвонить родственникам или друзьям, прочитать энциклопедию, посмотреть ТV, обратиться к Интернет-ресурсам и др.). Я обязательно воспользуюсь вашими советами и расскажу вам следующий раз. А вам предлагаю поделиться своими знаниями с друзьями и родителями.