Ольга Сергеевна Арефьева
Образовательная ситуация по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами камней.
Задачи:
Развивающие: развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поисковой деятельности; развивать внимание, память, речь, мелкую моторику рук;
Образовательные: продолжать знакомство с телами неживой природы (камни); закрепить знания детей о свойствах камня.
Воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах; воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Оборудование: мультимедийная презентация, посылочный ящик, разные камни, лупа, микроскоп, стаканчики с водой.
Публикация «Образовательная ситуация по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Ход занятия.
Группа оформлена в мини лабораторию. Детей встречает профессор Почемучкина.
Профессор: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече, в моей мини лаборатории.
Давайте посмотрим в окно. Какой сегодня день? (ответы детей) Какое настроение вызывает у вас такая погода? (ответы детей)
А знаете, как можно улучшить настроение? Что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Мы с вами подарили улыбку и зарядили хорошим настроением на весь день друг друга (дети держаться за руки и дарят улыбку друг другу)
Профессор: Сегодня утром я получила необычную посылку. Что бы ее открыть, вам нужно отгадать загадку.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой, одному не поднять
В пыли на дороге ненужным лежать
Кто поможет предмет по приметам узнать?
(Камень)
Действительно посмотрите в посылке разные камушки.
Ребята, а что же такое камень, и как вы думаете, откуда он взялся? (ответы детей)
Давайте мы с вами попробуем разобраться.
Дети садятся на стулья для просмотра мультимедийной презентации.
Профессор: Ребята, мы с вами очень много говорили о нашей прекрасной планете Земля. Что вы о ней знаете? (ответы детей)
Действительно на Земле растут леса, цветущие поля, текут реки, распахнуты равнины и овраги, на Земле много морей и озер, а также возвышаются великолепные горы. Как вы думаете, что такое гора? (ответы детей)
Горы образовывались в течение многих – многих миллионов лет из окаменевших остатков растений и животных. Учеными было доказано, что горы состоят из разных пород камней. Ребята, кто знает как называют ученых которые изучают горы? (ответы детей) Правильно геологи.
Из-за их гигантских размеров люди думали, что горы вечны и неизменны.
Но ученые доказали, что горы изменяются и что они не вечны.
Что может разрушить горы? (ответы детей).
Да, склоны гор разрушаются водой, сильными ветрами, скалы вымываются дождем и потоками воды. Со временем даже высочайшие вершины превращаются в равнины. Вот такая гора- великан распадается на мелкие камушки.
Многие камни из нашей посылки – это как бы кусочки гор.
Вот видите ребята, мы с вами узнали откуда пришел камень. Но что же такое камень, хотите узнать?
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (руки на поясе, наклоны туловища в сторону)
И каждый день, и каждую ночь (руки на плечах, круговые движения вперёд).
Катятся, катятся камешки прочь (руки на плечах, круговые движения назад)
Раскатились камешки, и с той самой поры (шаг на месте)
Ничего не осталось от нашей горы! (поворот вокруг себя).
Профессор: Для более полного изучения камней я предлагаю вам пройти в экспериментальный уголок лаборатории.
Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.
(Дети надевают фартуки и шапочки)
Профессор: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?
Дети: Чтобы смотреть.
Воспитатель: Пальчики?
Дети: Чтобы трогать, щупать.
профессор: Уши?
Дети: Чтобы слушать.
Опыты:
Опыт № 1. Какими бывают камни.
Профессор: Ребята, внимательно осмотрите глазами все камни, какого они цвета? (дети делятся наблюдениями какого цвета камни)
Вывод: камни по цвету бывают разные (прикрепляет на доске схему)
Профессор: Ребята, а по форме камушки все одинаковые? (ответы детей)
Вывод: камни по форме бывают разные (прикрепляет на доске схему)
[/i]Опыт № 2. Определение размера. [/i]
Профессор: Все камни одинакового размера? (ответы детей)
Найдите и покажите мне ваш самый большой камень (дети показывают)
А теперь найдите самый маленький.
Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод:камни бывают разных размеров (прикрепляет на доске схему)
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Профессор: Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями)
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым (прикрепляет на доске схему)
Давайте посмотрим на него через лупу и в микроскоп, что вы видите? (на поверхности камня узоры, ямки и т. д.)
Самомассаж для пальцев рук «Ладошка»
Разотру ладошку сильно - Растирающие движения ладонью об ладонь
Каждый пальчик покручу - Закручивающие движения пальцами одной руки вокруг пальца другой
Поздороваюсь с ним сильно – Сгибаем и соединяем попеременно пальцы
правой и левой руки
И вытягивать начну - Вытягивающие движения вдоль фаланг каждого
Пальца
Руки я затем помою - Растирающие движения ладонью об ладонь
Пальчик к пальчику сложу – Соединяем пальцы правой и левой руки
На замочек их закрою - образуют замочек
И тепло поберегу – сохраняя тепло в ладонях
Опыт № 4. Определение твердости
Профессор: Ребята, возьмите в одну руку камень, а в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с камнем, а что с пластилином?(ответы детей)
Вывод: камни- твёрдые (прикрепляет на доске схему)
Опыт № 5. Плавучесть
Профессор: Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (ответы детей)
Почему вы так думаете?
Возьмите понравившийся вам камень и осторожно опустите в воду.
(Дети подходят к миске с водой, осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта)
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные (прикрепляют схему)
Опыт № 6. Определение веса.
Профессор: Возьмите камни и положите на весы. Что вы видите?
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые (прикрепляет схему)
Профессор: Давайте вспомним какие свойства камней мы узнали (дети отвечают опираясь на схемы на доске)
Профессор: Подумайте и скажите, сложно ли найти камни?
Скажите, пожалуйста, где вы можете увидеть камни? (ответы детей).
Профессор: Правильно, ребята, камень используется в строительстве домов, мостов, из щебня строят дороги, разноцветные камни используются в ландшафтном дизайне для украшения клумб, газонов, создания альпийских горок. (Просмотр презентации).
Профессор: Ребята, за то что вы хорошо потрудились, я хочу вас угостить конфетами, которые похожи на маленькие цветные камушки.