Тамара Фурманова
Конспект познавательно — исследовательской образовательной деятельности по области «Познание» тема: «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад №135 города Тюмени
Воспитатель: Фурманова Т. В., высшая категория
Задачи:
1. Познакомить детей со свойством магнита притягивать предметы.
2. Продолжать формирование навыков анализировать и формулировать выводы.
3. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми: привычку сообща трудиться, закреплять навыки безопасного поведе-ния при проведении экспериментов.
Оборудование:
- сломанная металлическая машинка;
Публикация «Конспект познавательно — исследовательской образовательной деятельности по области „Познание“ тема: „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
– на каждого ребё нка: магнит, коробочка с магнетическими (скрепки, гвозди, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (картон, бумага, ку-сочки дерева, резины и пластмассы) предметами; стаканы с водой и опущен-ной в неё скрепкой;
– таблица-схема для занесения результатов эксперимента;
- слайдшоу о применении магнитов.
Вос-ль: «Ребята, сегодня воспитатель из младшей группы была очень рас-строена. Оказывается, ребятишки нечаянно уронили железную машинку, и все её детали рассыпались и потерялись среди игрушек. Я предложила по-мочь найти детали для ремонта машинки с вашей помощью. Вы согласны помочь?» Дети: «Да». Вос-ль: «Мы сейчас с вами отправимся в мини-лабораторию. Выберите себе пару и садитесь за столы. Я принесла из группы малышей разные предметы. Они лежат у вас на столах в красных коробочках. Все эти предметы сделаны из разных материалов. Вам нужно отобрать только железные предметы. Как вы будете их отбирать? Как мы сможем отличить металлические детали от остальных?» Дети рассматривают разложенные предметы, делают предположения: «Что-бы сделать это правильно, нужно использовать магнит».
Вос-ль: «Почему нужно использовать магнит? Что вы знаете о его свойст-вах?» Дети: «Магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы». Вос-ль: «Как это свойство можно проверить?» Дети: «С помощью магнита. Будем подносить магнит к предмету и, если они притягиваются друг к другу, значит – предмет магнетический, из железа».
Вос – ль: «Хорошо, экспериментируйте, а полученные результаты занесём в таблицу при помощи кружков зелёного и красного цвета (красный- металл, зелёный- не металл). Дети знаками отмечают результаты эксперимента.
Материалы Красный /зелёный
1 Железо (скрепка, гвоздик)
2 Пластмасса (детали «Лего»)
3 Бумага (картон)
4 Железо (горная порода железняк)
Вос – ль: «Какой вывод о магните можно сделать, глядя на эту таблицу?».
Дети делают вывод: «Магнит притягивает железные предметы». Вос-ль: «Ребята, обратите внимание на камушек, который находился в 4 ко-робочке. Он тоже прикрепился к магнитам. Этот камень – горная порода железняк. В ней содержится железо. Давайте ещё раз повторим вывод, кото-рый мы сделали в результате эксперимента: «Магнит притягивает железные предметы».
Вос-ль: «Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу и покажу. Приглашаю вас в наш кинозал на просмотр слайдов о магните».
Рассказ воспитателя с показом слайдшоу: «Много лет назад люди нашли в горах камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него укра-шения: серьги, браслеты, бусы. Также они обнаружили необычное свойство магнетита - притягивать железные предметы. Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты ис-кусственным путем и использовать их для разных целей. Магниты исполь-зуют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, в компасе, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельсов человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных со-оружений».
Вос-ль: «Прежде, чем продолжить наши исследования, предлагаю вам поиг-рать в игру «Железо – не железо». Перед вами лежат карточки. На одной из них нарисован магнит. На другой – корзина. Остальные карточки изобража-ют различные предметы. Вы берёте карточки и под музыку передвигаетесь по группе. Как только музыка заканчивается, дети, у которых в руках карточ-ки «Магнит» и «Корзина» поднимают их вверх, а все остальные выбирают, куда им подойти. Если в руках металлический предмет – подходит к «Магни-ту», если другой – к «Корзине».
Вос-ль: «Знаете ли вы, ещё в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе? (конструктор, магниты-значки, кукла на магните с одеждой). Предлагаю вам решить одну исследователь-скую задачу, которая встала перед людьми, когда утонул в океане знамени-тый огромный корабль под названием «Титаник». Нужно было достать доку-менты, ценности и прочие вещи из утонувшего корабля. Люди смогли сде-лать это с помощью больших магнитов, несмотря на то, что приходилось пользоваться ими под водой. Предлагаю вам провести похожий опыт: «Пе-ред вами стоит стакан с водой, а внутри него – скрепка. Нужно достать скрепку, не замочив рук».
Предложения детей: «Надо подержать магнит над стаканом», «Можно скреп-ку достать ложкой», «Если приложим магнит к стенке стакана, то магнит притянет скрепку и мы медленно поднимем ее на поверхность”. Дети про-водят эксперимент.
Вос – ль: «Давайте вместе сделаем вывод из этого опыта. Как действует маг-нит в воде?» Дети: «Магнитная сила действует сквозь воду и стекло».
Вос - ль: «Как вы думаете, одинаковая ли сила у всех магнитов? Давайте по-пробуем поднять вашими магнитами некоторые металлические предметы». Дети проводят эксперимент и делают вывод: «Сила магнитов разная. Для ка-ждого предмета нужен свой магнит.»
Вос – ль: «Предлагаю вам вспомнить те выводы, которые мы делали с вами в ходе наших экспериментов» Дети: «Магнит притягивает железные предметы», «Магнетическая сила дей-ствует сквозь воду и стекло», «Сила магнитов разная».
Вос – ль: «Я предлагаю вам изготовить игры-забавы с применением магнита. Они называются «Рыболов» и «Бабочки». Мы сможем и сами поиграть и по-радовать малышей. Посмотрите на схему изготовления игры и материалы, лежащие на столе, и скажите, в какой последовательности мы будем изго-тавливать атрибуты игры». Выберите, в какой подгруппе вы хотите работать. (картинки с изображением рыб, бабочек, скрепки, веревочки, деревянные па-лочки, маленькие магниты).