Ирина Анчугова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Вода-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной деятельности ребёнка в процессе знакомства со свойствами воды.
Задачи:
образовательные:
уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, бесцветная, без запаха, вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы. Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодной;
выявить вещества, которые растворяются в воде. Познакомить со способами очистки воды - фильтрованием.
развивающие:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Вода-волшебница“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
развивать способности к рассуждению; формировать навыки сравнения свойств различных веществ (растворения их в воде).
Совершенствовать уровни восприятия анализаторов: слуха, обоняния, ощущения через обследования воды. Развивать наблюдательность, внимание, эмоциональный отклик к окружающему.
Активизировать речь словами: жидкость, моря, океаны, родник, водопад, град, фильтр.
воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Участники: воспитатель, дети
Материалы и оборудование: ёмкости разного размера и формы. Вода, растворители: сахарный песок, речной песок, масло подсолнечное, пищевой краситель. Ватные диски, воронки, чайные ложки, широкий бинт; пипетки, фартуки. Карточки с условными обозначениями (свойства воды). Видеоаппаратура: ноутбук, экран. Видеозапись: (море, дождь, водопад); видеозапись (сообщение от Незнайки)
Предварительная работа:
-разработка конспекта, подготовка видеозаписи к ООД;
-рассматривание иллюстраций о воде, прослушивание диска «Звуки природы»;
-беседа с детьми: «Вода в жизни растений, животных, и людей»;
-настольные игры о воде. Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий, познавательная игра «Где, какая вода бывает?»;
-просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
Ход занятия:
Организационный момент
(Дети встают в круг здороваются с гостями)
1. Вводная часть
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занимательного дела, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.
Он так бесстрашен и могуч,
Что не боится горных круч-
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И, поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(водопад)
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.
(облака)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался - убежали.
(дождь)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
(роса)
Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о её Величестве Воде.
Чудесная жидкость на свете вода.
Она никому не приносит вреда.
Ты утром встаёшь и идёшь умываться.
Вода помогает здоровым остаться!
Воспитатель: - Вода играет главную роль в жизни человека. Наш организм в основном состоит из воды. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдётся. Поэтому воду надо беречь и охранять. - Ребята, а только ли человеку нужна вода?
Воспитатель: - Ребята, сегодня на мой компьютер пришло видео письмо от Незнайки. Он просит о помощи. Давайте посмотрим и послушаем видео.
(Отрывок из мультфильма «Незнайка на луне»)
Незнайка говорит: - Здравствуйте ребята, это я Незнайка. Сейчас я путешествую по Луне и познакомился с её жителями. Они меня спрашивают, почему наша планета из космоса выглядит голубой. Я им рассказал, что вода, это моря, океаны, реки, озёра, но они не знают, ни чего о воде. Ребята помогите мне рассказать как можно больше о воде и как её можно очистить, если она загрязниться.
2. Основная часть
Воспитатель: - Ребята мы поможем Незнайке? А как мы можем помочь? (провести опыты, рассказать, что мы узнаем о воде).
Давайте вспомним, какие свойства воды вы уже знаете.
1. Вода не имеет цвета.
2. Вода не имеет вкуса и запаха.
3. Вода не имеет собственной формы.
4. Вода обладает текучестью : её можно перелить из одного сосуда в другой.
5. Вода может быть в трё х состояниях: жидком, твёрдом и парообразном.
(Дети называют свойства воды и помещают условные обозначения на доску)
- А вы знаете, где можно встретить воду в природе?
Воспитатель: - Да, вода на самом деле волшебница. Она такая разная, у неё столько много необычных свойств.
- Ребята, вода может и звучать по-разному. Где можно услышать звуки воды в природе? Послушайте звуки воды ( видеозапись: море, дождь, водопад).
Воспитатель: - Ребята, давайте поможем Незнайке! Для этого нужно продолжить знакомиться со свойствами воды. Приглашаю вас в лабораторию. Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (без разрешения воспитателя нельзя трогать оборудование; нужно, быть внимательными и аккуратными). Надевайте фартуки и занимайте свои рабочие места.
Воспитатель: - Ребята, все ли вещества может растворить вода?» (ответы детей)
Чтобы проверить правильность ваших ответов, предлагаю провести опыт.
Опыт 1.
Перед вами три стаканчика с чистой водой и 3 баночки: одна с сахарным песком, другая с речным песком, третья с подсолнечным маслом. Давайте посмотрим, что будет с сахарным и речным песком, если мы их положим в воду. В один стаканчик положите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что произошло с сахарным песком? (Сахарный песок в воде растворился)
В другой стаканчик положите ложечку речного песка и размешайте его. А с речным песком, что произошло? (Речной песок в воде не растворился).
Воспитатель: - А давайте проверим, что произойдет, если в воду капнуть масла. Давайте проведём следующий опыт. Добавьте в ваши стаканчики с водой несколько капель масла.
Воспитатель: - Что произошло с маслом? ( масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды жёлтыми капельками).
Воспитатель: - Молодцы ребята! Какой вывод можно сделать из нашего опыта? (вода одни вещества может растворять, а другие нет).
Вывод. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
- Теперь попробуйте, как настоящие учёные записать опыт в виде рисунков (дети рисуют схемы опыта).
Воспитатель: - А теперь давайте отдохнём
Физминутка:
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Опыт 2.
Воспитатель: - Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка. Как это сделать? (ответы детей)
Воспитатель: - Можно её профильтровать. Для этого нужен фильтр. Из чего можно сделать фильтр? Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска. Показываю (в воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан).
Показываю способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, который они выбрали.
Напоминаю, чтобы дети не торопились, вливали маленькой струйкой раствор в воронку с фильтром. Говорю пословицу: «Поспешишь – людей насмешишь».
Предлагаю взять свои стаканы с раствором песка и пропустить через фильтр. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (прозрачная)
Воспитатель: - Молодцы ребята, какой мы с вами можем сделать вывод?
- Правильно, масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Так же произошло с песком. Практически не отфильтровалось вещество, которое хорошо растворились в воде: сахар.
Вывод: воду можно очистить.
3. Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: - Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды – фильтрование. Но с фильтрованной водой мы с вами сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает к нам, в наши квартиры через водопровод, тоже фильтрованная. Сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров, не похожих на наши, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. И только после этого вода уже попадает в водопровод. Теперь вы знаете, какой долгий путь проходит вода, чтобы попасть к нам в квартиры. В детский сад, школы и т. д.
Воспитатель: - Давайте встанем круг. Ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы узнали из опытов?
Воспитатель: - Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.
-Ребята, мы с вами помогли Незнайке, теперь он сможет, рассказать жителям Луны какие свойства может иметь вода и с помощью чего можно очистить воду. Предлагаю отправить Незнайке видеозапись нашего занимательного дела.
-Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились, узнали новые свойства воды. Мы продолжим работу в нашей лаборатории в другой раз.