светлана коротина
НОД по ознакомлению с художественной литературой «Уголки художников — иллюстраторов» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Уголки" художников - иллюстраторов.
Цель: знакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг.
Задачи: Формировать и закреплять представления детей об иллюстрациях; умение эмоционально воспринимать их.
Развивать речь, способность детей анализировать и выделять характерные признаки, стиль, манеру, изобразительные средства каждого художника;
Совершенствовать умение сравнивать и находить сходства и различия в изображении персонажей разными художниками.
Публикация «НОД по ознакомлению с художественной литературой „Уголки художников — иллюстраторов“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Художники-иллюстраторы для детей
- Темочки
Познакомить с творчеством Т. Мавриной, помочь почувствовать стиль художницы, её любовь к творчеству А. С. Пушкина.
Развивать зрительную и эстетическую память, фантазию, мышление;
Воспитывать любовь к художественному творчеству.
Материал: Конверт с план-картой группы и обозначениями цветными кружочками в углах на ней. Зелёный конверт, внутри которого книги: "Кем быть?", "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского, "Плохо" В. Осеевой, " Волчишко", "Про Томку" Е. Чарушина. Синий конверт, в нем по 2 книжки с одним и тем же названием, но разными обложками и картинками: "Царевна-лягушка", "Заюшкина избушка", " Теремок", "Волк и семеро козлят", "Колобок". Портрет Татьяны Алексеевны Мавриной. Красный конверт с иллюстрациями из книги "Сказка о царе Салтане", книга"Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А. С. Пушкина. Звукозапись отрывков из "Сказки о царе Салтане" и русской народной плясовой "Компринская"
Предшествующая работа: познавательные беседы о творчестве художников-иллюстраторов : А Пахомова, Е. Чарушина, Ю. Васнецова, Е. Рачева. Чтение произведений В. Маяковского "Кем быть?". " Что такое хорошо и что такое плохо", В. Осеевой "Плохо", Е. Чарушина "Волчишко", "Про Томку" и другие. Чтение и рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам в оформлении Ю. Васнецова и Е Рачева. Чтение произведений А,С. пушкина "Сказка о царе Салтане". Выполнение зарисовок карандашами и красками.
1. Дети стоят полукругом около воспитателя.
- Ребята, сложите ладони вместе перед собой и представьте, что у вас в руках новая, неизвестная вам книга. Откройте её (раскрывают ладони, рассмотрите картинки в ней, а я попытаюсь догадаться по вашей мимике лица понравилась вам книга или нет. Дети "Перелистывают страницы"(раскрывают и закрывают ладони) книги, воспитатель, обращая внимание на выражение лица, делает выводы: кого из детей заинтересовала книга, а кого нет.
- Каждому из нас намного привлекательны те книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся.
-Как называют людей, выполняющих для нас эти картинки (художники-иллюстраторы)
- Назовите, каких художников-иллюстраторов вы знаете? (Ю. Васнецов, В. Лебедев, Е. Чарушин, А. Пахомов,Е. Рачёв и другие)
- По рисункам художников вы можете догадаться, даже не прочитав её, злые герои книги или добрые, умные или глупые. Как вы думаете, как это удаётся художникам-иллюстраторам? Какими характерными качествами должны обладать люди этой профессии? (наблюдательность, внимательность, терпеливость, выдержанность, профессионализм, любовь к людям и животным).
- Правильно, ребята, художники-иллюстраторы очень наблюдательные люди, хорошо знают своего маленького читателя. мы с вами много беседовали о художниках-иллюстраторах, рассматривали и сравнивали их стили, манеру рисования, делали выводы о характерных особенностях каждого художника. Прежде, чем выполнить рисунки к книге, каждый из них вчитывается в произведение, подчёркивает главную мысль текста и затем выражает её с помощью карандаша и кисти, но каждый делает это по своему. Разве это не волшебство?
2. - Со мной сегодня тоже происходят странные, волшебства. Утром, придя в группу, я обнаружила на столе конверт (открывает и показывает, а в нём план нашей группы иподпись : "Я - То Не Знаю, Что?"
-Как вы думаете, чтобы это могло значить? Воспитатель выслушивает предполагаемые ответы и (если дети не заметили) обращает внимание на цветные кружочки в уголках на карте.
- Давайте найдём место, обозначенное зелёным кружком. Воспитатель вместе с детьми подходят к нужному месту и обнаруживают там зелёный конверт, внутри которого книги: "Кем быть?", "Что такое хорошо и что такое плохо" В. Маяковского, "Плохо"В. Осеевой, " Волчишко", "Про Томку" Е. Чарушина.
- Ребята, по-моему, То, Не Знаю, что? хочет узнать, что это за книги и кто автор рисунков? (А. Пахомов и Е Чарушин) В чём сходство и характерное различие этиххудожников-иллюстраторов? Давайте рассмотрим иллюстрации, а содержание вы хорошо знаете. Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т наводящиевопросы: кто изображен на страницах книг? Чем выполнены рисунки карандашами или красками? (Сходство в том, что оба рисуют в карандаше. Отличие - А. Похомов любил рисовать о детях, а Е. Чарушин о животных.)
Воспитатель обобщает ответы детей и напоминает, что Е. Чарушин по профессии может работать и писателем и художником.
- А вот кем вы хотите стать я попробую догадаться.
3. Игра "Изобрази профессию" (дети изображают с помощью движений, жестов и мимике лица ту или иную профессию, воспитатель пытается узнать.
4. - Ребята, давайте продолжим путешествие по нашей карте и найдём ещё одинугол, обозначенный синим кружком. Дети движутся по группе, находят синий конверт, в нем по 2 книжки с одним и тем же названием, но разными обложками и картинками: "Царевна-лягушка", "Заюшкина избушка", " Теремок", "Волк и семеро козлят", "Колобок". Воспитатель выставляет на мольберт книжки по парно, дети садятся на стульчики.
- Ребята, То, Не Знаю, Что? скорее всего хочет узнать в чём разница этих книг? Давайте расскажем по плану о каждой паре книг: кто художник-иллюстратор? Какие средства выразительности использует? Какие ещё книги иллюстрировал? Вызывает двух детей для рассказа. (Например, эту сказку "Заяц-хваста" иллюстрировал художник Евгений Рачёв. Он любил иллюстрировать сказки разных народов, в которых наряжает своих героев в национальные костюмы. Характерной особенностью его рисования можно также назвать обвод по контуру персонажей углём или чёрным карандашом, чтобы они были более выразительны. Рачёв иллюстрировал сказки : "Петушок-золотой гребешок"-р. н. с, "Рукавичка" - ук. н. с.
Такую же сказку "Заяц-хваста"иллюстрировал Юрий Васнецов. Его рисунки нельзя спутать ни с каким другим художником, потому, что он использует в своей работе элементы дымковской росписи, деревья, кусты и цветы у него сказочные, яркие, необычные. Васнецов иллюстрировал такие сказки, как "Конёк-горбунок" Ершова, "Краденое солнце " Чуковского, "Путаница" В. Бианки и другие р. н. сказки.)
Физминутка. "Звериная зарядка. "
-Дети, давайте перенесё мся на время в сказку и станем зверьками:
Раз — присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало — начинает все сначала.
5. Ребята, на плане нашей группы есть ещё красный кружок, аналогично дети находят красный конверт, в котором То, Не Знаю Что? просит соединить наглядное и словесное. Воспитатель выставляет отдельные картинки из сказок А. Пушкина, включает диск, на котором звучат отрывки из сказки " О царе Салтане", дети, прослушав стих, находят к нему картинку.
У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том.
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах.
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом!
Белка там живёт ручная
Да затейница какая!
6. Когда дети справятся с заданием, воспитатель спрашивает: "Из какой сказки вы услышали стихи, кто их автор? (ответы)
- Правильно, все услышанные отрывки написал известный русский поэт А. С. Пушкин, а иллюстрации к сказке нарисовала художник-иллюстратор Татьяна Алексеевна Маврина (показывает портрет) Она одна из немногих иллюстрировала сказки Пушкина. Т. А. Маврина считает, что сказочные персонажи живут не только в " тридевятом государстве", но и среди нас. Поэтому она много путешествовала, в дороге делала быстрые заметки, записывала свои впечатления, а возвратившись домой превращала зарисовки в законченные иллюстрации. Татьяна Алексеевна сохранила увлечение поэзией А. С. Пушкина на всю жизнь. Иллюстрируя его сказки, она передавала общенациональные черты богатой Руси, её иллюстрации жизнерадостны и всегда солнечны. Обратите внимание на характерную черту этой художницы; в своих иллюстрациях (показ книг) она включает текст прямо на рисунке. На одном из них она пишет своей рукой: "Там русский дух. там Русью пахнет.
И я там был, и мёд я пил. "
7. Эти слова говорят нам о том, как богат душой русский народ, как он силён и весел. Послушайте русскую народную плясовую "Камаринская" и если вам захочется поплясать - пляшите, радуйтесь. (звучит звукозапись)
8. А с нами сегодня как будто тоже кто-то присутствовал, но мы его так и не увидели. Как вы думаете, То, Не Знаю, что? что-нибудь узнал для себя нового? (ответы детей)Что именно?