Елена Абдуллаева
Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Создание ситуации знакомства детей с художниками – иллюстраторами детских книг.
Задачи:
1. Создать условия дляобобщения и закрепления знания детей о профессии художника-иллюстратора : чем занимаются люди этой профессии, какие инструменты помогают им в работе;
2. Создать условия для развития художественных способностей и познавательной активности детей средствами изобразительной деятельности: закреплять умение рисовать животных методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов“» размещена в разделах
3. Создать условия длясовершенствования воображения, логического мышления, диалогической речи, умение четко отвечать на вопросы;
4. Создать условия для привития социальных навыков: подвести детей к пониманию того, что книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно;
5. Создать условия для воспитания интереса к книжной графике; поддерживать у детей интерес к рассматриванию иллюстраций (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
Материал:иллюстрации к сказкам;подборка книг,разных по конструкции; трафареты животных;; гуашь, кисточки.
Предварительная работа:
1. Чтение литературных произведений с иллюстрациями художников (Ю. А. Васнецова, Е. М. Рачёва, Е. И. Чарушина);
2. Рассматривание иллюстраций к различным потешкам, сказкам, рассказам;
3. Изобразительная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек, рассказов.
Здоровьесберегающие технологии:
- физминутка
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз.
- ритуал приветствия «Подари улыбку». Цель: настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, снизить психоэмоциональное напряжение.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся с ними. А теперь, давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг друга. Для хорошего настроения подарим друг другу самую добрую, солнечную улыбку. Улыбнитесь мне, теперь своим друзьям, и конечно же, нашим гостям.
Сегодня, нас, наверное, ждет что-то очень необычное. Да и гости к нам пришли не случайно. Так, в чем же дело?
Раздается стук. Воспитатель вносит посылку в группу. Вот так сюрприз! Ребята, давайте посмотрим, что там? (воспитатель открывает посылку и достает оттуда книгу). А кто знает, что это? (это книга). Посмотрите, какая она красивая! Это книга о животных. А для чего нам нужны книги? (чтобы читать, из книг мы узнаем много нового и интересного, в книгах много ярких картинок их можно рассматривать). Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а книга то незавершенная. А что в книге должно быть? (картинки, текст, оглавление). Посмотрите, здесь есть еще письмо, послушайте: Здравствуйте, меня зовут Татьяна Валентиновна. Я работаю художником – иллюстратором и очень люблю рисовать. Мне поступил срочный заказ и в данный момент я работаю над созданием книги по рассказам У. Чарушина. Книгу надо закончить сегодня, а у меня еще много работы. Вы не могли бы мне помочь? Ребята, поможем Татьяне Валентиновне? Я вижу, что вам интересно, вы очень любите книги. И чтобы у нас с вами получилась красивая книга, я предлагаю вам отправиться в библиотеку и узнать, какая должна быть книга.
А чтобы попасть в библиотеку, давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем 1,2,3
В страну книг нас перенеси,
Сердце свое для добра распахни!
Дети с воспитателем оставляют книгу на подставке, произносят волшебные слова и оказываются в библиотеке.
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная книжная выставка, сколько красивых, ярких книг. А как вы думаете, кто создает рисунки в книгах?
Дети: Рисунки в книгах создают художники.
Воспитатель: Верно. А как называют художников, которые передают свои впечатления о героях сказок?
Дети: Художники – иллюстраторы.
Воспитатель: Молодцы. А как вы думаете, чем занимаются художники?
Дети: Рисуют, фантазируют.
Воспитатель: Хорошо. А теперь подумайте, и ответьте мне, а как правильно называют картинки в книге?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: Верно. Для чего же нужна иллюстрация в книгах?
Дети: Иллюстрация нужна для того, чтобы помочь понять содержание книжки. Она наглядно рассказывает о том, какие герои, нравятся ли они художнику, как они поступают.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какими профессиональными качествами должен обладать художник-иллюстратор?
Дети. Уметь рисовать, быть добрым, понимать детей, представлять сказку.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какой материал нужен для работы художнику – иллюстратору?
Дети: Краски, кисти, бумага, вода, карандаш, палитра, краски гуашевые или акварельные, резинка.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам размяться, сделаемсказочную разминку.
Стоит в поле теремок, теремок,
(поднять руки над головой, кончики пальцев обеих рук соединить – это крыша).
Он не низок, не высок
(приседают, встают).
На двери висит замок, да замок
(сцепить пальцы рук в замок)
Кто бы тот замок нам открыть помог?
Слева зайка, справа мишка – отодвиньте-ка задвижку,
(кивнуть головой по разу влево и вправо, протянуть руки в разные стороны, пальцы в замке)
Слева ёжик, справа волк
Нажимайте на замок!
Зайка, мишка, ёжик, волк
(сильнее сжимают пальцы) .
Открывают теремок, теремок
(разводят руки в разные стороны).
Художники-иллюстраторы рисуют различными художественными материалами : это краски, уголь, пастель, а еще они любят рисовать цветными карандашами.
Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам напомню, как работает иллюстратор над рисунками в книге.
Обычно художнику нравится рисовать что-то одно: или про животных, или про детей, или иллюстрировать сказки. Он сначала внимательно читает несколько раз, затем представляет себе героя, пытается понять какой он: добрый или злой, хвастливый или простодушный, сердитый или веселый, где он живет, как одевается. Затем делает много рисунков – набросков.
Каждый художник по - своему видит мир, его красоту, каждый по - своему видит героев, о которых рассказывает писатель.
Художник – иллюстратор придумывает и конструкцию книжки, ее оформление от начала до конца.
Иллюстрации в книге могут располагаться с левой стороны, с правой, вверху страницы, внизу.
Евгений Михайлович Рачёв иллюстрировал сказки о животных. Он одевал своих героев – животных в русскую народную одежду, рисовал гуашью, акварелью и углем. В его иллюстрациях отражена русская природа. Все его рисунки, пронизаны русским духом.
Евгений Иванович Чарушин очень любил животных и в доме у него всегда кто-нибудь жил: собаки, кошки, птицы. Вместе с родителями будущий художник лечил, выхаживал уток. Родные часто дарили ему животных и птиц. Он всегда за ними наблюдал и зарисовывал понравившиеся случаи из их жизни.
Посмотрите на его замечательные иллюстрации? Кто на них изображен?
Дети: Животные (собачка, котенок, рысь, зайчики)
Воспитатель: А какие по характеру эти животные?
Дети: Игривые, добрые, ласковые.
Вот как много интересных книг придумали и оформили художники для нас. Работа у них трудная и непростая. Над каждой книгой они работают подолгу. Поэтому нам следует очень бережно относиться к каждой книжке, уважая их труд и труд писателя, который придумывает рассказ или сказку для нас.
Воспитатель:В чём заключается работа художника-иллюстратора?
Дети. Он читает стихотворение или сказку, представляет героев, делает эскиз, раскрашивает или сразу рисует штрихами.
Воспитатель:Что становится результатом труда художника-иллюстратора?
Дети. Красивая книжка.
Воспитатель:В чём польза его работы?
Дети. Дети, которые не умеют читать, смогут по картинкам рассказать историю. С картинками история интереснее.
Воспитатель: Мы сегодня много с вами вспомнили о художниках-иллюстраторах, о том, как они создают книги и рисуют в них иллюстрации. И сейчас я предлагаю вам вернуться в детский сад и доделать нашу книгу о забавных животных. Для этого давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:В ладоши мы хлопнем 1,2,3
В детский сад нас верни!
Дети с воспитателем оказываются в детском саду.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы на некоторое время станете художниками-иллюстраторами. Вам нужно будет дорисовать красивые иллюстрации к нашей будущей книге о животных. Посмотрите внимательно на обложку книги. В какой технике она выполнена? И сейчас, каждый будет рисовать любое понравившееся ему животное методом тычка. Я заготовила шаблоны,выберете кого вы будете рисовать. Займите свои места. Показ образца. А перед работой давайте подготовим наши ручки к работе (разминка с кисточкой).
Держим кисточку вот так. (Рука на локте. Кисточку держат тремя пальцами выше ее металлической части).
Это трудно? Нет,пустяк (движения кистью руки по тексту)
Вправо-влево,вверх и вниз
Побежала наша кисть.
А потом, а потом (кисточку держат вертикально, бежит кругом)
Кисточка бежит кругом.
Закружилась, как волчок. (выполняют тычки на листе)
За тычком идет тычок!
По окончанию работы, ребята выходят к воспитателю, становятся полукругом, в руках держат свои работы.
Воспитатель: Ребята, как красиво вы дорисовали иллюстрации в нашей будущей книге. А расскажите мне, каких животных вы рисовали.
Ребята рассказываю про то, что и как они сейчас рисовали.
Воспитатель собирает книгу и кладет ее в посылку. Думаю Татьяна Валентиновна будет очень рада и благодарна вам!