Елена Новикова
НОД по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему «Ознакомление с буквой Ю, звуком [Ю]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, обучения грамоте по средствам ознакомления с новым звуком (буквой).
Задачи:
Коррекционно-образовательная: Познакомить с буквой –Ю-. Формировать навык чтения слогов и слов с новой буквой –Ю-. Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза. Формировать навык анализа предложения с предлогом. Совершенствовать навык конструирования и печатания.
Публикация «НОД по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР на тему „Ознакомление с буквой Ю, звуком [Ю]“» размещена в разделах
- Буква Ю и звук [Ю]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Коррекционно-развивающая: Развивать речевой слух, фонематическое восприятие, зрительный гнозис, конструктивный праксис; навык ориентировки на плоскости, тонкую и общую моторику, координацию движений, творческое воображение, подражательность.
Коррекционно-воспитательная: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Методы и приёмы:
наглядные: наглядный материал;
словесные: наводящие вопросы, проблемные вопросы, беседа;
практические: показ способов действия, выкладывание букв, печатание.
Материал: бублики, счётные палочки, планшеты Воскобовича, картинки для рассматривания.
Ход образовательной деятельности:
Организационный этап
-Колокольчик позвони, всех ребят в круг собери!
-Ребята, что это за бублики и палочки лежат у нас в контейнере?
-Как вы считаете, для чего они нужны?
-На что они похожи?
-Возьмите длинную палочку, положите её перед собой на стол вертикально.
-Короткую палочку приложите к длинной справа посередине, расположив горизонтально.
-Куда можно приложить сушку?
-Что у вас получилось?
-На что это похоже?
-Кто знаком с этой буквой?
-Какие элементы вам понадобились, чтобы выложить эту букву?
-Отлично. Вы совершенно правы. Сегодня мы познакомимся с буквой-Ю-. Со звуками, которые обозначают эта буква, вы познакомитесь чуть позже, в школе.
(Логопед выставляет на доску контур буквы –ю- белого цвета)
-Обратите внимание! Что- то не так с этой буквой! Как вы считаете?
-Чем она отличается от других, уже известных нам букв?
Основная часть
-Как определить, какого цвета будет наша буква (обращает внимание детей на положение языка во рту, на наличие или отсутствие длинной «ниточки»).
-Обратите внимание, в окружающей нас обстановке есть предметы или изображения, в названии которых будет звук-ю-?
-В названии каких предметов есть заданная буква (обращает внимание на картинку).
-Как вы думаете, какие могут быть имена у мальчика и девочки? (имя должно начинаться с буквы –ю-).
-А вот этот мальчик, разбросал все игрушки. Его имя можно узнать, если найти среди игрушек буквы.
Работа по книге «Мой букварь»:
В букваре справа напечатаны слова. Прочтите только те, в названии которых есть наша буква! Отлично.
-На что похожа эта буква?
-Как с помощью пальцев можно изобразить её?
-Рассмотрите картинку в верхней части страницы.
-Что обозначают эти полоски (каждое слово в предложении).
-Что обозначают уголки на полосках? (Уголки обозначают заглавные буквы в предложении)
-Какое бы предложение вы составили (У Нюши утюг).
-Рассмотрите вторую картинку?
-Какое бы предложение вы составили по ней? (Юра крутит юлу).
-Обратите внимание на нижнюю часть странички. Что же случилось с буквами? Пока мы с вами составляли предложения, остальные буквы перемешались!
-Как быть?
Упражнение «Закончи букву»:
-Но не только этим буквам нужна ваша помощь! Дело в том, что я начала выкладывать на планшетах известные вам буквы, но не успела закончить работу. Как вы думаете, какие буквы я выкладывала (работа на планшетах Воскобовича с буквами –й-, -у-, -ё-,-я-).
Заключительный этап
-Как вы считаете, нам удалось помочь букве. Вы правильно выполнили все задания?
-Какие задания вам запомнились больше всех?
-Какие из заданий вам было выполнять труднее всех?
- О чём бы вы хотели рассказать дома?
-В какую игру вы хотели бы ещё поиграть?
Организация перехода к другому виду деятельности
На соседнем столе лежат ваши тетради по обучению грамоте. Раскройте их на странице с новой буквой-именинницей. Какое из заданий вы бы хотели выполнить?