Наталия Горина
Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «Синквейн»
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Публикация «Ознакомление со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода „Синквейн“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Предлагаю вариант планирования использования метода при ознакомлении со схемой предложения при подготовке дошкольников к обучению грамоте с использованием метода «синквейн».
Сентябрь Тема: «Подготовишки». Цель: побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему. Хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания Начало образовательной деятельности «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии. Составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна.
№Подготовишки
Большие,взрослые
Слушать,слышать,рассказывать
Мы – будущие школьники.
Дети
Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из 2,3 слов.
Воспитатель предлагает сосчитать слова в предложении и сообщить результат (хлопки в ладоши) и просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении.
Д. -игра «соберем предложение».
Для того чтобы дети выполняли это задание с удовольствием и в достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им слова, например: «МЫ – Оле, будущие – Диме,школьники-Лизе» и т.»
Тема: «Летние истории». Цель: помогать детям составлять рассказы из личного опыта, подбирать существительные и прилагательные Д. игра «подбери слово». Опора на схему составления синквейна
1 строчка (Кто? Что) - существительное -,.
2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
Дополнить синквейнк заданному слову «голубой»
№ небо
Голубое, красивое
Радует,нависает,
Я люблю смотреть на голубое небо
Синева (наглядность –карточки «слово-предмет» «слово –признак»)
Тема: «Лексико–грамматические упражнения»
Цель: активизировать разнообразный словарь детей. Помогать точно охарактеризовать предмет, правильно построить предложение.
№ Кошка
Пушистая, красивая
Бегает, умывается, царапается
Я люблю пушистых зверей
домашнее животное
Опора на схему составления синквейна
1 строчка (Кто? Что) - существительное -,.
2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (что делает? что может делать)
Формирование понятия «слово предмет» «слово – признак» «кто это? что это?»(наглядность –карточки «слово-предмет» «слово –признак»,»слово- действие»)
рисунок : кошка,сумка,головной убор.
Тема: «Звуковая культура речи (проверочное).
Цель: выяснить как дети владеют умениями, которые были сформированы в старшей группе.
2. Сентябрь
Сентябрь
Первый,осенний
Наступает,звенит,
«Сентябрь –первый месяц осени»
---
Анализ предложения «Сентябрь –первый месяц осени» с опорой на 4 строчку –предложение.
Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из 4 слов.
Д. игра «соберем предложение». Назвать слова в порядке их расположения в предложении. Воспитатель «раздает» слова. И предлагает сосчитать слова в предложении используя карточки из матем. набора.
Октябрь Тема: «Лексико – грамматические упражнения. Цель: активизировать речь детей. Дополнить синквейн к заданному слову «осенний». «А про что можно сказать осенний,осенняя, осеннее»
Опора на схему составления синквейна
1 строчка (Кто? Что) - существительное -2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
Форми-ие представлений о слове. (наглядность «ёлочка»–карточки «слово-предмет» «слово –признак»).
Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте». Цель: совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок слов в предложении. Знакомство с графической моделью записи предложения, на основе 4 строки синквейна. (ёлочка). Форми-ие представлений о предложении, и их разнообразии: короткие, очень короткие, длинные,очень длинные. В конце ставится точка (наглядность – длинный прямоугольник «предложение» из схемы)
Тема: «На лесной поляне». Цель: развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь. Вариант Д. игры «я задумала….Угадайте, что?»,
с использованием схемы и структуры синквейна по принципу загадки. Не называя первого слова из первой строки «Ёлочки»,ребенок или воспитатель описывает предмет придерживаясь схемы синквейна. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить) Форми-ие представлений о слове. (наглядность «ёлочка»–карточки «слово-предмет» «слово –признак»).
Ноябрь Тема: «Сегодня так светло кругом!». Цель: познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи. Составление синквейна по заданной теме :«осень»
Тема: «Звуковая культура речи. Работа над предложениями».
Цель: совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова. 1. 1. Люстра
Хрустальная. прозрачная
Сверкает,горит,освещает
Она сверкает.
Красота
2. Осень
Хрустальная, первоначальная
Наступает,раскрашивает,плачет
Короткая и дивная пора
Время года
2. Предложить использовать слова и предложения из известных им стихов в синквейне. .(№ Короткая и дивная пора,скучная картина ….)
) Форми-ие представлений о слове. 1. Предложить детям 2 синкейна и найти одинаковые слова в них. Обратить внимание на слово – признак.
Опора на схему составления синквейна
1 строчка (Кто? Что) - существительное – слово предмет
-2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку «слово – признак».
2. Форми-ие представлений о предложении. Д. игра «я вам,вы мне» ( правила : В. Или ребенок произносит предложение и подсчёт слов в нем) Далее указать в каком месте синквейна можно использовать это предложение.
Тема: «Лексические игры и упражнения». Цель: активизировать речь детей, совершенствовать фонематическое восприятие речи. коррекция и совершенствование готовогосинквейна;
Слово
Длинное,короткое
Слышим,произносим, говорим
Из слов состоят предложения
Речь • Формирование представлений о слове.
Тема: «Чтение рассказа К. Паустовского «Тёплый хлеб». Цель: познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Тёплый хлеб». Создание синквейна по прочитаннаму произведению №
Поступок
Хороший,плохой
Делают,оценивают,огорчает
Жизнь дана на добрые дела. (пословица)
Добро
Поступок
Храбрый, смелый
Помогает, учит, спасает
Надо совершать хорошие дела!
Доброта
Опора на схему составления синквейна.
Фо Формирование представлений о слове и предложении, состоящем из 4,5слов. (4 строка - использование пословицы,поговорки).
Воспитатель предлагает сосчитать слова в предложении и сообщить результат (хлопки в ладоши) и просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении.
Д. -игра «соберем предложение».
Декабрь Тема: «Лексические игры».
Цель: Обогащать и активизировать речь детей. Составление синквейна слова «ножки» с опорой на схему составления синквейна(ёлочка,акцентируй внимание на нескольких значениях слова.
«№ 1. ножки
Деревянные,крепкие
Стоят, поддерживают, ломаются
Четыре брата под одной крышей живут.
Опора
2. ножки
Тоненькие, сильные
Прыгают, ходят,сгибаются
Человек ходит на двух ногах.
Помощники» Формирование представлений о слове.
Тема: «Звуковая культура речи» Цель: продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. Анализ предложения «декабрь – очень холодный месяц»
(опора на 4 строчку –предложение)
Декабрь
Новогодний, морозный
Идет,наряжает,радует
декабрь – очень холодный месяц»
Новый год
Педагог предлагает заменить 4 строчку своим предложением,анализ их. Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из 4 слов.
Д. игра «соберем предложение». Назвать слова в порядке их расположения в предложении. Воспитатель «раздает» слова. И предлагает сосчитать слова в предложении используя карточки из матем. набора.
Тема: «Лексические игры и упражнения»
Цель: активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи Для закрепления понятия «Слово»,предложитьсинквейн
совершенствование готовогосинквейна;
Слово
Длинные,короткие
Слышим,произносим, говорим
Из слов состоят предложения
Речь
Форми-ие представлений о слове.
Тема: «Тяпа и Топ сварили компот». Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием Начало образовательной деятельности «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» к понятию «верные друзья». Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии предложив детям 2 синквейна по рассказу Л. Н. Толстого «Лев и собачка» без 1 строчки.
1. Лев
Сильный хищный
Охотится, рычит,разрывает
Он настоящий друг.
Защитник
2. собачка
Маленькая слабая
Скулит,лает,облизывает
Он настоящий друг
Дружок (наглядность «ёлочка»–карточки «слово-предмет» «слово –признак»).
Вариант Д. игры «я задумала….Угадайте, кто это?», с использованием схемы и структуры синквейна по принципу загадки. Не называя первого слова из первой строки «Ёлочки», воспитатель описывает предмет придерживаясь схемы синквейна. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить)
Январь
Тема: «Новогодние встречи»
Цель: Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников Для развития речи используя слова из синквейна придумать свой рассказ.
№
Новый год
Веселый, долгожданный
Наступает. радует, дарит
Я люблю новогодние каникулы.
Праздник Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из 4 слов.
Тема: «Творческие рассказы детей»
Цель: Активизировать фантазию и речь детей. 1 «бояка»
трусливый,слабый
боится, трясется, бежит
зайка вздрагивает от каждого шороха.
косой
2 «бяка»
Вредный,невоспитанный
Обижает,ругается,переговаривается
Я не хочу с ним играть.
Вредина
3 «забияка»
Драчливый, злой
Дерется,задирается, ссорится
У него нет друзей.
озорник Обогащение словаря детей. Формирование понятия «слово признак «, «слово – признак» ,»слово – действие» (наглядность –карточки «слово-предмет» «слово –признак»,»слово- действие»)
Тема: «Здравствуй, гостья – зима!»
Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме.
Составление синквейна по заданной теме «зима», поощряя использование слов,предложений из выученных стихотворений.
№ снегирь
Красивый,перелетная
прилетает,клюёт,радует
я люблю птиц
розовое яблоко
Тема: «Лексические игры и упражнения»
Цель: Активизировать словарный запас детей. Предложить детям составить синквейн на тему
«речь».
коррекция и совершенствование готового синквейна;
№Речь
Устная,письменная
Звучит,слышим,
Я люблю рассказывать
диалог
Форми-ие представлений о слове и предложении.
Февраль
Тема «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, учить детей делить слова с открытыми слогами на части. Внимание на 4 строчку синквейна– предложение. Анализ
Волна
Морская, соленая
Брызгает,смывает,
Морская волна высока и сильна.
Вода.
Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из 5 слов.
Д. игра «соберем предложение». Назвать слова в порядке их расположения в предложении. Воспитатель «раздает» слова. И предлагает сосчитать слова в предложении используя карточки из матем. набора.
Тема «Лексические игры и упражнения»
Цель: Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи
Предложить детям синквейн
Звук
Твердый,мякий
Слышим,звучит,произносим
«Звуки живут в буквах»
Речь
Форми-ие представлений о слове. Закреплять понятие слово - действие (глагол,отвечающий на вопрос «что делать?») слова с противоположным значением.
Тема «Повторение пройденного материала». Цель: Закрепить знание о предложении и делении слов на слоги.
МартТема «Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте». Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Формировать умение делить слова на части. Предложить детям подвести итог, дополнив или составив синквейн по теме «слог».
Слог
делим,произносим,выделяем
Слова делятся на слоги.
часть
Форми-ие представлений о слове и предложении.
Тема «Чтение сказки В. Даля «Старик – годовик». Цель: Совершенствовать диалогическую речь детей. Создание синквейна по произведению «Старик –годовик» по каждой загадке (4 птицы- время года,время суток) .Анализ предложения. коррекция и совершенствование синквейна.
№1зима
холод,мороз
Морозит,засыпала,застудила
Повеял холод. мороз. (строчка из произведения)
волшебная птица
№2Весна
Зелень ручейки
Тает,распускаются,прилетают
Снег стал таять. или На полях показались цветы.
волшебная птица
№3Лето
Жаркое, знойное
Загорают, радуются, купаются
Мужики стали жать рожь.
Третья волшебная птица.
№4 Осень
Яркая сырая
Облетают,моросит,
Подул холодный ветер, посыпался частый дождь,залегли туманы.
волшебная птица
Опора на схему составления синквейна.
Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из слов.
Д. игра «соберем предложение». Назвать слова в порядке их расположения в предложении. Воспитатель «раздает» слова. И предлагает сосчитать слова в предложении используя карточки из матем. набора.
Форми-ие представлений о предложении, и их разнообразии : короткие,очень короткие,длинные,очень длинные. Анализ строки из произведения (загадки).
Тема «Весна идёт, весне дорогу!»
Цель: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их кпоэтическому складу речи.
Создание синквейна по тему «Весна»,на основе стихов о весне. Ф. Тютчева «Зима не даром злится», Е. Баратынского «Весна!Весна! Как воздух чист!»,П. Соловьевой «Ночь и день».
№Весна
Теплая,румяная
Идет,стучится,хохочет
Умылася в снегу.
Время года.
Опора на схему составления синквейна
Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из слов.
Д. игра «соберем предложение». Назвать слова в порядке их расположения в предложении. Воспитатель «раздает» слова. И предлагает сосчитать слова в предложении.
Тема «Лексические игры и упражнения». Цель: Активизировать речь детей, учить их импровизации Начало образовательной деятельности «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
Предложить детям подвести итог, дополнивили составив синквейн по теме «Небылица».№ Небылица
Веселая,смешная
Придумываем,рассказываем, фантазируем
Я люблю сочинять разные нелепицы.
шутка
Опора на схему составления синквейна
Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из 5 слов.
Д. игра «соберем предложение». Назвать слова в порядке их расположения в предложении. Воспитатель «раздает» слова. И предлагает сосчитать слова в предложении используя карточки из матем. набора.
АпрельТема: «Лексико – грамматические упражнения»
Цель: Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложноподчинённые предложения.
Начало образовательной деятельности «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
Д. игра «подбери слово».Важно правильно подобрать слово,чтобы точно описать предмет или действие (выразительное слово).
Обратить внимание на слово – признак, слово- действие.
Опора на схему составления синквейна «ёлочка».
Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах. В конце занятия предложить детям составить синквейн по теме «предложение», «части слова», «звуки». Форми-ие представлений о предложении. Опора на схему составления синквейна
Тема:«Повторение». Цель: Повторение пройденного материала.
Май
Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина».
Цель: Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна», запомнить произведение. Начало образовательной деятельности «А что вы уже знаете об этом? Что думаете? Как относитесь?» Проанализировав полученные результаты, корректируем представления детей о данном понятии.
Создание синквейна по прочитаннаму произведению.
№ Родина
Своя,разная
Защищаем,любим,бережем
Но у всех она одна!
Дом
Опора на схему составления синквейна.
Тема: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
Цель: Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговый анализ слов. Разобрать предложение «Бежит,струится маленький серебряный ручей», зарисовать схему используя модель из синквейна (слово –действие,слово -действие слово - признак,слово-признак слово предмет). Форми-ие представлений о слове и предложении, состоящем из 5 слов.
Д. игра «соберем предложение». Назвать слова в порядке их расположения в предложении. Воспитатель «раздает» слова. И предлагает сосчитать слова в предложении используя карточки из матем. набора.
Тема: «Весенние стихи»
Цель: Помочь детям почувствовать удивительную неповторимость стихотворений о весне. Создание синквейна по прочитанному произведению на тему «Весна», поощряя использование слов,предложений из выученных стихотворений. Опора на схему составления синквейна.
№ «Жаворонок» Жуковского, «Колокольчики мои» Толстого ….
Тема: «Лексико – грамматические упражнения»
Цель: Активизировать речь детей. В конце занятия предложить детям составить синквейн по теме слово
Слова
Длинные,короткие
Слышим,произносим, говорим
Из слов состоят предложения.
Речь
Форми-ие представлений о слове.