Оксана Кадыкова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [З] и [З’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для знакомства детей со звуками «З», «Зь».
Задачи:
коррекционно-образовательная:
• Познакомить со звуками «З», «Зь»;
• Учить четкому произношению звуков;
• Научить различать звуки «З», «Зь»;
• Формировать навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза;
• Формировать навыки чтения и письма ;
• Активизировать словарь по теме "Зима";
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [З] и [З’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; подбирать слова - признаки и действия к словам;
• подбирать слова к слоговой схеме;
• обучить детей приё мам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.
коррекционно-развивающие:
• развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
• развивать умение плавно и длительно выдыхать;
• Развивать общую и мелкую моторику, графические навыки;
• Развивать подвижность артикуляционного аппарата
коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать интерес к укреплению физического здоровья;
• воспитывать познавательный интерес.
Оборудование: пейзаж "Зимний лес", слоговая схема из одной, двух и трёх частей, индивидуальные пособия для воздушной струи "Снежинка", индивидуальные «колючие шарики», зеркала, индивидуальные наборы разноцветных карточек.
Ход.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.
Дети: Здравствуйте!
1)Психогимнастика
Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам в этом хрустальный шар.
(дети встают вместе с логопедом в круг.)
Этот шар не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его по кругу, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра. (Дети здороваются друг с другом.)
2)Загадка.
Логопед: Ребята, я хочу загадать вам загадку
Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнет перинки, над миром пушинки. (Зима) (картинка).
3) Дыхательные упражнения.
-Давайте вдохнём свежий морозный воздух. (Поочерёдное втягивание воздуха то через правую, то через левую ноздрю. Выдох через рот.)
-Посмотрите, снег пошел. Какие красивые снежинки! Поймайте по одной снежинке.
-Давайте сдуем снежинку с ладоней. Что получится? (снегопад).
(Вдох через нос, плавный длительный выдох через рот.)
Логопед: А сейчас я предлагаю вам занять свои места.
II. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня мы познакомимся с новыми звуками. Фея Фонетитка и Фея Графика принесли нам картинки и новые задания. А ещё они передали нам конверт с разрезной картинкой, но узнать что на ней мы сможем только после выполнения всех заданий. И вот первый вопрос от Феи Фоненики:
Как вы думаете, какой звук больше всего нравится зиме? (звуки «З», «Зь»).
Если дети затрудняются, читаю стихотворение
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
Все озера – зеркала
Из зеленого стекла.
Какие звуки встречались чаще всего? (З,Зь) Сегодня мы поговорим с вами о зиме и изучим звуки «З», «Зь».
III. Работа по теме.
1). Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.
Чтобы правильно произнести звуки «З», «Зь», нам нужно подготовить наш язычок. Сделаем упражнение для губ.
«Хоботок»
Подражаю я слону, губы хоботком тяну.
(губы напряглись).
«Лягушки»(когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем).
Свои губы, прямо к ушкам,
растяну я, как лягушка!
Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….
А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык»(кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно).
С языком случилось что-то: он толкает зубы!
Будто хочет он за что-то вытолкнуть те зубы!
Он на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
«Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем - расслабляем)
Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!
Я растаять ей велю – напряженье не люблю!
Язык на место возвращается
И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!
2). Артикуляция звука «З».
Язычок широкий ниже,
Кончик к нижним зубкам ближе!
И со звонким ветерком
Звонко «З-З-З» произнесем.
Логопед: Ребята давайте помощью наших карточек составим характеристику звуков З-Зь (Согл -гл., твёрдый-мягкий, звонкий глухой.)
3). Согласование прилагательных с существительными.
Давайте представим, что мы гуляем по зимнему лесу. В какой лес мы пойдем? (В зимний лес.) Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду.)
Какие сапоги? (Зимние сапоги.)
Какую шапку? (Зимнюю шапку).
В путь! По какой дороге мы поедем? (По зимней дороге.)
4). Су Джок- терапия.
-Согреем наши руки при помощи "волшебных" мячиков (прокатывание колючих массажных мячиков между ладонями и по пальцам).
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
А потом сожму немножко.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
5). Позиция звуков «З», «Зь» в словах.
-А теперь давайте найдем звуки в словах, где они спрятались: в начале, середине или конце слов (картинки).
Зима, мороз, озеро.
6). Подбор слов к слоговой схеме.
Слова: зима, пурга, лёд, снегопад, мороз,буря.
7)Физминутка «Хлопья белые»
Хлопья белые летят. (Лёгкий бег на месте.)
Холоднее стало, (Приседания.)
Только, зимушка, ребят (Наклоны туловища влево-вправо.)
Ты не испугала. (Прыжки на месте.)
Нет! Нет! Ты не испугала. (погрозили пальчиком)
8). Упражнение «Буква З»
Логопед:Ребята мы с вами знаем, что у Феи Фонетики есть сестра -Фея Графика. Так вот она принесла нам конверт. Посмотрим, что в нем. (.Рассматриваем с детьми букву З. Сообщаем как она называется в Алфавите и как её надо читать, уточнить на что она похожа)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три
Логопед: Прочитайте, сливая буквы в слоги
Ребята у вас в конверте есть карточки со слогами давайте попробуем их прочитать. (ЗА, ЗО, ЗУ, ЗЫ, ЗИ, АЗ)
9). Работа в тетрадях.
Логопед: Ребята, для того что бы вы запомнили как пишется наша буква З, давайте её обведём на карточке, нарисуем в воздухе, а затем в тетради
10). Рефлексия. игра «Маски»
Логопед: Ребята, вы большие молодцы! Как вы думаете мы справились со всеми заданиями Фей,С какими звуками и буквой мы сегодня познакомились? О каком времени года говорили?
А теперь я хотела бы поиграть с вами в игру «Маски» Выберите из конверта ту маску которая сейчас соответствует вашему настроению. (если вы считаете, что справились со всеми заданиями выберите радость, если были трудности улыбку, если было неинтересно печаль)
Всем спасибо за занятие. Давайте попрощаемся с гостями и пройдём в группу.