Мурадымова Татьяна
Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Х][Х’]. Хомка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1
Конспект НОД по обучению грамоте
Звуки [Х], [ХЬ], и буква Х
по теме: «Хомка»
Подготовила: Мурадымова Т. А. ,
Учитель - логопед
Чебаркуль, 2018 г.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звуки [Х][Х’], Хомка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: познавательное развитие.
Задачи: Совершенствовать звуковую сторону речи;
Закреплять навыки четкого произношения звуков [Х], [ХЬ] в слогах, словах, фразах;
Дифференцировать звуки [Х], [ХЬ] в слогах, словах;
Закрепить графическое изображение буквы Х, используя, зрительный кинестетический опыт;
Познакомить детей с навыками слияния прямых и обратных слогов;
Учить проводить звуко - слоговой анализ и синтез;
Закреплять навык деления слова на слоги;
Развитие психических процессов;
Развивать двигательную и познавательную активность;
Формировать понимание задачи, поставленной педагогом, желание их выполнять, стремление к успеху.
Оборудование: Презентация, проектор, цветные карандаши, фишки и кубы для звукового анализа, рабочие листы для выполнения НОД.
Ход:
1. Орг момент:
Хомка, Хомка, Хомячок, -
Полосатенький бочок,
Хомка, раненько встает,
Щечки моет, шейку трет,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
1,2,3 – Хомка хочет сильным стать.
Л: Вы догадались, какой зверек придет к нам в гости?
Д: Хомяк, хомячок.
Л: Да, ребята вы правы. (1 слайд)
Л: Догадались, с каким звуком мы сегодня познакомимся?
Д: Со звуком [Х].
Л: Хомка тоже хочет узнать все про звук [Х], поможем ему?
Д: Да
Л: Посмотрите, Хомка привел своих друзей Хохму и Хиху. (2 слайд)
Хохма смеется ха-ха-ха, а Хиха хи–хи-хи.
Л: Как смеется Хохма? а Хиха?
Дети имитируют.
Л: Какой 1 звук в кличке Хохмы?
Д: Звук [Х]
Л: Это согласный звук, синий квадрат обозначает твердый согласный звук.
Л: Звук [Х] звонкий или глухой?
Д: Глухой, в горлышке тихо, голосовые складки не вибрируют.
Л: Правильно, поэтому на синем квадрате нет колокольчика.
Л: Как зовут второго хомячка, не забыли?
Д: Хиха
Л: Какой 1 звук в его кличке?
Д: [Хь] – мягкий
Л: Зеленый квадрат обозначает мягкий согласный звук.
Л: Звук [Хь] звонкий или глухой звук?
Д: Тоже глухой, в горлышке тихо, голосовые складки не вибрируют.
Л: Хохма и Хиха решили с вами поиграть. Встаньте, если вы услышите слог с твердым согласным звуком [Х] вы хлопните, а если с мягким [Хь] отвернетесь и топните.
Ха, хо, хи, ху, хэ, хи, хо, хи, хи, хи, ха.
Молодцы никто не ошибся!
Звуки [Х], [Хь] обозначают буквой Х, посмотрите, как она выглядит, давайте её покажем (Дети поднимают руки над головой, ноги на ширине плеч)
Л: Садитесь
Л: Подумайте, на что еще похожа буква Х? (3 слайд)
Д: На ножницы, на 2 батона.
Л:1,2,3 на рабочий листок посмотри. (слайд 4)
Л: Какую букву вы увидели?
Д: Букву Х.
Л: В какие цвета раскрасим эти буквы?
Д: В синий и зеленый, потому что эти буквы обозначают твёрдый звук [Х] и мягкий звук [Хь]
Л: Что вы видите
Д: Хлеб, батон, букву Х.
Л: В каком из этих слов слышится звук [Х],
Д: хлеб
Л: Он твердый или мягкий?
Д: Твердый согласный.
Л: Раскрасьте букву в синий цвет.
(слайд 5)
Л: Назовите предметы, которые изображены у вас на рабочих листах.
Л: Подумайте и назовите предметы, которые начинаются на звук [Х]
Д: Хвост и хлеб
Л: Раскрасьте их, подумайте и скажите, как звучит звук [Х] в этих словах твердо или мягко?
Д: В словах хвост и хлеб звук [Х] звучит твердо.
Л: Раскрасим квадрат с буквой Х синим цветом.
(слайд 6)
Л: А сейчас хомячок пригласил краба - физкультурника сделать с нами разминку.
Л: Прекрасно размялись, пора приступать к делу.
Л: Хомячок пригласил своего друга, а вот кого вы догадаетесь, слушайте загадку.
Л: Летом серый, а зимой белый?
Д: Заяц (слайд 7)
Л: Что он делает? Поможем зайцу? Представим, что морковь выросла очень большая и нам трудно её сразу выдернуть. Готовы? Тянем УХ! УХ! УХ!
Дети имитируют.
Л: Какой 1 звук мы произносили, когда дергали морковку?
Д: Звук [У], он гласный.
Л: В какой цвет раскрасим квадрат?
Д: красным цветом.
Л: А какой второй звук?
Д: [Х] он твердый согласный, раскрасим квадрат синим цветом.
Л: А теперь напишем.
Л: Молодцы справились!
Л: Почитаем (слайды с 8 -16,дети читают по цепочке.
Ах, ох, ух;
Ха – придумаем слово на этот слог
Д: Хамелеон.
Л: Это длинное или короткое слово?
Д: Длинное
Л: А как проверить?
Д: Будем делить на слоги.
Читаем дальше
ху – дети придумывают слова, художник.
Л: А какое слово длиннее хамелеон или художник?
Дети делят на слоги и доказывают.
Читаем дальше
хо – дети придумывают слова: хорь, хомяк.
Л: Делим на слоги. И в итоге какое слово оказалась коротким, а самым длинным.
Итог: Я думаю, наш гость Хомка многому научился. И теперь знает что звук [Х] бывает каким? (твердым согласным, а звук [Хь] мягким согласным. А Буква Х выглядит как, что? (как раскрытые ножницы).