Наталья Осокина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «В гостях у буквы Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: «В гостях у буквы Р»
Цель: закреплять знания, умения и навыки, сформированные на обучении грамоте
Задачи:
Образовательные:
познакомить со звуками [Р] и [Рь];
упражнять в анализе звуков по акустическим и артикуляционным признакам;
упражнять в дифференциации твердого и мягкого звуков [Р] и [Рь];
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „В гостях у буквы Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
обучать навыкам звукового анализа (определение места звука в слове);
познакомить с буквой Р;
совершенствовать навык чтения слогов и слов с буквой Р.
Развивающие:
развивать слуховое восприятие и память
развивать фонематические процессы;
развивать мыслительные процессы.
Воспитательные:
прививать любовь к русскому языку;
воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: Письмо-приглашение, «Волшебный платок», домики звуков (гласных и согласных, сигналы (синий и зеленый, картинки с изображением игрушек со звуками [Р] и [Рь], слоговые и звуковые схемы слов, изображения цветов (астра, роза, ирис, буква Р, фонограмма для физ. паузы, презентация (картинки с изображениями «На что похожа буква», слоги, буквы для составления слов, схемы предложений, листы с домашним заданием.
Ход занятия
1. Орг. момент
Цель: заинтересовать детей, дать положительный настрой на занятие. ввести в тему занятия, создать положительный настрой на обучение, пробуждать интерес к познанию новых звуков
Л. читает приглашение. «Дорогие ребята! Приходите ко мне в гости, будем вместе играть! Ваша буква Р!».
- Ребята, вы хотите оказаться в Стране букв? Тогда вставай ближе друг к другу, я накрою вас «волшебным» платком, произнесем волшебные слова и окажемся в гостях у буквы Р.
2. Сообщение темы.
Цель: направить внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.
3. Характеристика звуков [Р] и [Рь].
Цель: упражнять детей анализировать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
- Мы оказались в Стране звуков. Посмотрите, какие домики! Здесь живут звуки! Как нам узнать, в каком доме живут звуки [Р] и [Рь]? (надо определить, есть преграда для воздушной струи или нет).
- Какие преграды может встретить воздушная струя? (губы, зубы и язык)
- Возьмите зеркальца и произнесите звук [Р]? (дети произносят)
- Губы мешают? Зубы? А язычок? Что он делает? Где дрожит язычок? (за верхними зубами)
- Какой можно сделать вывод? (звук [Р]- согласный)
- Найдите портрет звука [Р]. Почему вы выбрали этот портрет? (Звук [Р] – согласный, звонкий, твердый).
- Найдите мягкого братца [Рь]. Опишите его портрет (согласный, звонкий, мягкий).
- В домике какого цвета живут эти звуки? (синий с зеленой крышей).
- Объясните свой выбор? (Звуки [Р] и [Рь]– согласные).
4. Слуховая дифференциация
Цель: развитие фонематического восприятия, упражнять в дифференциации мягкого и твердого согласных звуков [Р] и [Рь].
- Ребята, давайте определим, кто какую одежду и обувь носят.
(рубашка, шорты, брюки, свитер, ремень, ветровка, куртка, берет, кроссовки) – сигналы синий и зеленый. Логопед называет слова, дети поднимают соответствующие сигналы.
5. Игра «Магазин»
Цель: развитие фонематических процессов, отбор картинок с заданным звуком определение позиции звука в слове.
В гости принято ходить с подарками. Зайдем в магазин, выберем для буквы игрушки.
- Выбираем игрушки со звуками [Р] или (картинки: пирамидка, робот, грузовик, кукла, мячик, юла, шарики, вертолет, ручка, лопатка, ракета, ракетка и др.)
6. Определение места звука в слове (положить игрушки в коробку, определив место звука в слове - начало, середина или конец).
- Положите игрушки в коробку. Сначала те игрушки, название которых начинается на звук [Р] или [Рь], затем со звуком [Р] или [Рь] в середине, потом в конце.
7. Звуковой анализ слова.
- У звуков [Р] и [Рь] около дома сад. Хотите отгадать, какие цветы у них самые любимые? Слушайте загадки!
Зацвели в саду кусты –
Как прекрасны их цветы!
Тонкий, нежный аромат
Наполняет летом сад.
И до самого мороза
Будет радовать нас. (роза).
Когда наступит осень,
И дышат холода.
На клумбе ярко светит
Последняя звезда.
Название цветочка
Напишем с буквы «А»,
Закончим сложным слогом
Как у «мотора» - «тра». (Астра)
В саду есть петушок -
Лиловый гребешок,
А хвостик - боевой,
Сабелькой кривой. (Ирис)
Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету.
- Запишите слово «ирис» схемой
- Сколько частей в слове? (дети хлопают в ладоши, определяют количество слогов) - 2
- Разделим слово на две части.
- Хлопните первую часть. (И)
- Сколько слышите звуков? (один) Какой гласный звук? [И] Запишите. И
- Хлопните вторую часть. (РИС)
- Сколько слышите звуков? (три) Какой гласный звук? [И] Запишите. И И
- Определите, на какой звук падает ударение в слове «ирис» (зовем к себе….)
- Дети определяют (на первый).
- Попробуйте поставить ударение на второй слог «ирис». Что такое «ирис»? (конфета)
- Какой вывод можно сделать? (от ударения зависит смысл слова)
- Подберите схему каждого слова
(ИРИС, РОЗА, АСТРА)
- Отгадайте, название цветка, которое я загадала (показываю схему слова руками: слияние согласный-гласный – ладони вместе закрыть в «замок»; отдельный гласный – открытая ладонь (нет преграды воздушной струе); согласный – пальцы вместе – преграда) Дети определяют.
8. Физ. пауза
Цель: снятие усталости, напряжения; внесение эмоционального заряда; совершенствование общей моторики; выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с музыкой и речью.
9. Знакомство с буквой
Цель: определить связь звука с его графическим образом
Как запомнить букву «Р»?
Каждый может, например,
Руку на бочок подставить
И друг другу Р представить. (Дети изображают букву)
Буква «Р» - на мачте парус
Вдаль плывет, небес касаясь
- Дрожу от страха до сих пор!-
воскликнуло полено.
- Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
8. Прописать букву в воздухе, на спине друг друга
9. Чтение слогов
Цель: совершенствовать навык слогового чтения.
РА, РО, РУ, РЫ, РИ (Цветные буквы на экране)
10. Тренировка чтения слогов
11. Составление слов.
Дети из мешочка достают букву, собираются в группы по цвету обратной стороны карточки и составляют слов (ирис, роза, астра).
12. Составление предложений с данными словами по схемам.
(Схемы на доске)
Анализ схемы предложений.
- Сколько предложений? (2)
- Сколько слов в первом предложении? (4) На каком месте стоит главное слово? (На первом)
- Слово-помощник? (на 4-м) Какое слово стоит на третьем месте? (маленькое слово «НА»)
- Чем второе предложение отличается от первого? (у второго предложения на 3-м месте маленькое слово «В».
Составьте предложения к данным схемам. (Розы растут в саду. Ирисы растут на клумбе. и т. п.)
13. «Возвращение в детский сад» (Волшебный платок)
- Ребята, буква Р оставила нам на память свою фотографию, только она не цветная. Предлагаю вам раскрасить букву Р и выполнить задания, которые даны на этом листе (заштриховать букву, найти все буквы Р, определить место звука Р в слове и раскрасить соответствующий квадрат и лр.)
14. Итог.
- Что нового узнали? Когда было трудно? Какое задание было интересным?