Любовь Николаевна Шаронова
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Золотая осень, весь лес нарядила!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Золотая осень, весь лес нарядил а!»
Цель: Развивать у детей способность к образному восприятию осенней природы.
Задачи:
• Упражнять детей в использовании новых технических приёмов пластилинографии при изображении кустов и деревьев, наделяя их образной характеристикой;
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Золотая осень, весь лес нарядила!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. ИЗО, осеннее творчество в детском саду
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Поощрять инициативу детей в изобретении своих приёмов. Развивать тонкую моторику рук;
• Закреплять умение смешивать пластилиновые заготовки, использую выразительные возможности цветовых контрастов;
• Воспитывать художественный вкус, любовь к осенней природе.
Оборудование: репродукции картин осенней тематики, звукозапись П. И. Чайковского «Времена года» Осень, пластилин, стека, палочки для процарапывания, колпачки от фломастеров, картон синего цвета, салфетки, дощечки.
Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Времена года» Осень, наблюдения на прогулке за явлениями в природе, чтение стихов об осени, загадывание загадок, д/и «С какого дерева лист?», рисование на тему «Золотая осень»
Ход НОД:
Под музыку дети входят в групповую комнату.
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Отгадайте, ребята, про кого моя загадка?
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
День все больше убывает,
Когда это бывает?
(Осенью)
- Вот наступила долгожданная осень. Ребята, а вам нравится это время года? (ответы детей)
- Осень нам дарит много прекрасного: как красивы деревья в золотом убранстве, как будто в разноцветных платьях стоят, каждая веточка, каждый листочек поблескивая переливаются на солнышке. И вся природа выглядит сказочной!
- Давайте вспомним, как мы на участке наблюдали за деревьями в осеннем наряде?
- А помните, как мы вставали под деревья и на нас сыпался дождевой листопад. И бегали по великолепному золотому ковру.
- Обращаю внимание детей на картину Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень». На ней изображено самое живописное время года. Спокойно несёт свои прозрачные голубые воды река Ока, отражая, как в зеркале, берега и небо с парящими облаками. Неспешно плывёт небольшой корабль. На заднем плане река превращается в маленькую тоненькую ниточку и уходит далеко за горизонт. Высокий берег переходит в холмистую равнину, на которой пестрой стеной стоит лес в осеннем убранстве. Позади укращенных золотом осени берёз, красуясь тёмно – зелёной листвой, величаво стоит дуб, ещё не тронутый осенним временем. Созвучные с дубом по цветовому оттенку, виднеются небольшие ёлочки, говорящие о начале новой жизни. Какие чувства или настроение вызывает эта картина? (ответы детей) Картина «Золотая осень» относится к художественному жанру – пейзажу.
- Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)
- А я люблю их рассказывать. Мы сегодня с вами должны попасть в одну чудесную осеннюю сказку, где вы превратитесь в добрых волшебников и своими руками сотворите чудо!
- Я буду рассказывать, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. Тогда обязательно увидите сказку Золотой осени. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»Осень
Дети садятся за столы и слушают фрагмент с закрытыми глазами.
- Чуть поскрипывая листвой, величаво и не спеша идет по лесу сама Волшебница Золотая осень. Она дарит разноцветному безмолвию новую жизнь: неподвижную, загадочную и таинственную. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные яркие наряды, вплетает в их ветви искрящиеся листочки и осыпает их золотой пудрой. Теперь она манит нас в свою сказку, обещая чудо, и мы, подчиняясь её власти, спешим ей на встречу. и замираем от восторга! Золотая осень, весь лес нарядила! (Музыка стихает, дети открывают глаза).
- Вы сумели увидеть сказку? Что же вы увидели? (ответы детей).
- А что увидели не скажем, нарисуем и покажем. Для этого нам нужно превратиться в добрых волшебников. Как же это сделать? ( ответы детей: помогать, творить чудеса, делать добро и т. д.).
- У вас доброе сердце? И вы уже готовы творить добро и красоту? (ответы детей).
- Значит, вы уже настоящие волшебники! Эх, хорошо бы нам еще раздобыть волшебные палочки. Ведь ни одна сказка не обходится без волшебства. (Задумываюсь). Вот что нам послужит волшебными палочками/ (Показываю детям пластилиновые брикетики). Вы удивлены? Скажу вам по секрету, я уже попробовала их волшебную силу, и вот, что получилось. (Показываю детям свою работу, выполненную в технике пластилинографии).
- Как называется жанр этой работы? (пейзаж). Будем рисовать то, что вы увидели с закрытыми глазами во время нашего осеннего путешествия. А я вам немного помогу, ведь вы пока только учитесь волшебству. (Дети подходят ко мне, где показываю приёмы лепки, беседуя с детьми).
- Скажите, а почему волшебная палочка у меня разноцветная? (осень больше всего любит желтый, оранжевый, красный цвета).
- В лесу много деревьев и кустарников, поэтому сразу заготовим несколько разноцветных лепёшек. (Показываю, как смешивать пластилин) Посмотрите, вот здесь у меня будет ёлочка, а вот тут дерево, а это кустарник.
(На примере своей работы-пейзажа, показываю детям возможные композиционные решения, знакомлю с понятиями: «задний план», «средний план», «передний план».)
- Начинаем колдовать, лепёшки в кроны превращать.
- Посмотрите, какая волнистая крона получилась у этого дерева. А если сдвигать пластилин закругляя, получатся плакучие веточки как у ивы или берёзы. Дальше продолжаем делать кусты и украшать деревья. Ствол и ветви рисовать, закруглять и завивать. (Показываю приё мы украшения пластилиновых изображений: стеком, заточенными палочками, колпачками от фломастеров).
- Ну что же, мои добрые волшебники, пора творить чудеса. Но сначала немного разомнемся. (Звучит музыкальный этюд под музыку Вивальди «Осень». Дети проходят на свои места и выполняют движения согласно словам стихотворного текста).
Физкультминутка.
Листопад, Листопад,
Листья жёлтые летят. (взмахи руками)
Собирайте, не ленитесь
И друг другу улыбнитесь. (поворот головой вправо, влево)
Листья жёлтые летят,
Словно зонтики кружат. (покружились на месте)
Ветер дунул: 1, 2, 3,
Оторвались от земли. (прыжки вверх)
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружились и опять (покружились на месте)
Опустились на землю спать. (присели)
(Дети начинают самостоятельно создавать осенний пейзаж. По ходу самостоятельной деятельности, наблюдаю за правильностью исполнения).
- Вот и получилось у нас настоящее чудо - осенняя сказка, созданная своими руками. Называется она «Золотая осень, весь лес нарядила!» и я, как сказочница, выполнила все три обещания:
- мы в сказку попали,
- в добрых волшебников превратились,
- своими руками сотворили чудо.
От работы добрых рук
Лес волшебный вырос вдруг.
Вырос лес из пластилина
Что за чудная картина!
(Все работы выставляются на стол для рассматривания)
Итог: - Молодцы, вы очень старались, и у вас получились замечательные картины. Их можно подарить тем, кого вы любите, или украсить свою группу.