Лучший педагог года

НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец»

Галимова Ашура Ахмедовна
НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с ещё одной авторской дагестанской сказкой, обратить внимание на композицию сказки, помочь полюбить это произведение Р. Рашидова.

Оборудование: портреты поэтов Р. Гамзатова и Р. Рашидова, иллюстрации по сказке «Умный балхарец», конверт с сургучной печатью.

1. Вводная беседа.

Публикация «НОД по ознакомлению с художественной литературой, Р, Рашидов „Умный балхарец“» размещена в разделах

(Стук) Это наш давний друг Незнайка. Он увидел, что вы все красиво и правильно сидите за столами, совсем, как в школе, и подумал: наверно, здесь опять что-то интересное затевается. Я тоже хочу послушать.

-Пусть слушает.

А у нас сегодня будет разговор о сказках. Сказки бывают разные: народные, которые придумал народ, которые потом передавались одним поколением другому и авторские – это сказки, которые сочинил кто-нибудь из писателей и поэтов.

-Если сказку придумал русский народ, тогда эта сказка называется русская народная сказка.

-Какие русские народные сказки вы знаете? (Репка, Колобок, Волк и семеро козлят, Лисичка-сестричка и серый волк, Лисичка со скалочкой, Крылатый, мохнатый и масленый, Теремок, Аленушка и братец Иванушка, Гуси-лебеди и т. д.).

-А как называются сказки, которые придумал дагестанский народ? (Дагестанские сказки).

-Какие дагестанские сказки вы знаете? (Храбрый мальчик, Храбрый козлик, Голубь и пшеничное зернышко и т. д.).

-Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве, Однажды, В одной деревне (городе, Как то раз).

-А какими словами они обычно заканчиваются? (Вот и сказке конец, И стали они жить-поживать, да добра наживать, И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало).

Дети:- А сказка это то, что происходит на самом деле, по-настоящему или народ фантазирует, придумывает?

Например: лиса и волк разговаривают, избушка вертится на курьих ножках, лягушка превращается в царевну. (Народ придумывает сказки, чтобы научить нас чему-то хорошему).

Поэтому и придумали поговорку-пословицу: «Сказка ложь, да в ней намёк. Добру молодцу урок».

-Обычно сказки имеют хорошую концовку: добро побеждает зло, бедняк становится богатым, царевич побеждает Змея Горыныча. Но мы с вами прочитали две сказки, которые имеют грустный конец. Какие это сказки? (Кукушка, Айога).

-Почему? (Дети не слушались маму, не помогали ей и мама превратилась в кукушку и улетела. А Айога – это дочь, которая была очень ленива и груба, и поэтому превратилась в гуся.

-Чему вас научили эти сказки? ( Ответы детей: надо уважительно относиться к старшим, любить их и помогать, в меру наших сил заботиться о них).

-Но есть ещё сказки, написанные в стихах. Их сочиняют поэты.

Каких поэтов-сказочников вы знаете? (А. С. Пушкин, И. А. Крылов – баснописец).

(Портреты на доске)

-А дагестанских поэтов вы знаете? (Р. Гамзатов).

-Согласна. Р. Гамзатов – поэт. Он сказок не писал. Но одно замечательное его произведение мы знаем. Это «Мой дедушка».

2. Немного отдохнём.

Физкультминутка «Мой дедушка».

Встали.

У меня есть дедушка

Как зима седой

(Руки вперёд к себе, к груди)

У меня есть дедушка

С белой бородой.

В день знакомства нашего

Это не секрет –

Было мне полмесяца,

А ему – сто лет.

(Руки в стороны и к плечам).

Маленькие ласточки

Песнями звеня

Будят вместе с дедушкой

На заре меня.

(Приседают, руки на поясе).

На зарядке солнышко

Рядом видит нас

Поднимаем руки мы

По команде «Раз».

(Руки вверх – в стороны).

А над нами мокрая

Шелестит листва

(Качают руками над головой)

Опускаем руки мы

По команде «Два».

(Опускают руки).

И водой холодною

Прямо из ручья

Вместе умываемся

(Умываются).

Дедушка и я.

Мы берёмся за руки

С дедушкой моим

Вдоль аула нашего

Мы гуляем с ним.

(Шагают)

Приезжайте в гости к нам

По горам крутым

(Руки вперёд – к груди).

Сами познакомитесь

С дедушкой моим

(Руки вперёд – к груди с сомкнутыми кистями).

Сели.

3. Знакомство с поэтом

А сейчас я познакомлю вас с ещё одним дагестанским поэтом. Его также, как и Р. Гамзатова, уже к сожалению, нет среди нас. Это поэт Рашид Рашидов (Показываю портрет). Он выпустил много сборников стихов. Писал о счастье («Моё счастье», о животных, о птицах, насекомых, но больше всего любил писать для детей. У него есть книга, которая называется «Моим маленьким друзьям». Переводил на даргинский язык стихи А. С. Пушкина, И. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского.

4. Словарная работа

И прежде, чем начать читать его сказку «Умный балхарец», я хочу у вас спросить: кто живёт в Балхаре? (Балхарцы и лакцы).

-Что они делают? (Горшки, посуду, игрушки).

-Из чего они все это делают? (Из глины).

-Как называются люди, которые лепят все это? (Гончары)

-В сказке вам встретится слово «вершок». Вершок – это вот столько (показываю 2 фаланги указательного пальца – 4см.).

Товар – вещи, которые продают.

Как вы понимаете слово «ухмылка»?

-Это улыбка, но улыбка бывает доброй, а ухмылка – хитрой, или иногда даже злой.

-Как вы думаете дорого ли стоит глиняная посуда? (Дешевле, чем посуда из других материалов: стекла, фарфора).

5. Чтение воспитателем сказки

Сядьте поудобнее.

Я прочитаю сказку в стихах – значит, она – стихотворная, а раз её написал автор, и имя его известно – Рашид Рашидов, то она авторская.

Читаю.

Р. Рашидов «Умный балхарец»

Однажды балхарец-гончар

Повёз на продажу товар

Ходил он с товаром повсюду,

Но люди не брали посуду.

Богатым подай серебро –

К чему им из глины добро (вещи)

Купили бы бедные люди

Да что им держать в той посуде

Спадёт полуденный жар (самое жаркое время суток)

Силин у дороги гончар

В уме ли он?

Что за причуда.

Разбита балхарцем посуда!

Он глину растер в порошок

Которым наполнил горшок.

Слегка почесал он затылок

Поднялся, залез на осла…

Дорога в аул привела.

Как-будто на целый базар

Кричать начинает гончар:

-Остался последний мешок!

Кому от мышей порошок?

Цена его денег не выше,

Чем то, что съели ваши мыши!

В ауле у бедных людей

В домах не водилось мышей

Не глупы они, чтобы лезть

В дома, где им нечего есть.

Иное – дома богачей

В них райская жизнь для мышей

В ночи собираясь на пир

Грызут они сахар и сыр.

К то же здесь до слепоты

Ленивы бывают коты

И жиром заплыв до ушей

Есть брезгают серых мышей.

Берут богачи порошок

За час раскупили мешок.

Доволен балхарец вполне

Пора возвращаться к жене

Погнал он домой ишака (ослик)

От смеха держась за бока.

Полгода прошло…

На базар с посудой приехал гончар

И вдруг круглолицый, как мяч

К нему подбегает богач.

-Клянусь, у тебя я, дружок,

Купил от мышей порошок,

Но мыши не дохнут, хоть режь

Хоть сам порошок этот ешь!

Как сделать, ответь поскорей,

Чтоб действовал оникс мышей.

Гончар, почесавши в затылке,

Сказал не без хитов ухмылки:

«Под утро, часов этак в пять,

Мышь надо руками поймать.

Потом приподнять на вершок

Насыпать ей в рот порошок».

Тут стало лицо богача

От злобы темней сургуча.

Руками поймать – вот потеха

Толпа умирала о смеха.

6. Беседа по содержанию

-Понравилась ли вам сказка?

-Что вам понравилось больше всего?

-Все они слова были понятны?

-Как по-другому можно назвать осла, ослика (ишак)

-Как понять фразу: «К чему им из глины добро?»? ….

-Что такое сургуч? (Это вещество, которым обычно пользуются на почте, запечатывая посылки, бандероли. Оно вот такого коричневого цвета – показываю конверт с сургучной печатью).

Тут стало лицо богача

От злобы темней сургуча.

-О ком эта сказка? (О гончаре)

-Что он делал? (Продавал посуду).

-Покупали ли у него посуду? (Нет).

-Почему?

-Что придумал балхарец? (Он разбил посуду и растер в порошок).

-Зачем он так поступил? (Хотел продать порошок, как отраву для мышей).

-Были ли мыши в домах у бедных людей? (Нет)

-Почему? (Ответы детей).

-А у богатых? Почему? Как это сказано в сказке?

- Почему мышей не ловили коты?

-Раскупили ли богачи порошок?

-Какое настроение было у балхарца?

-Как вы думаете, сам балхарец был бедным человеком или богатым?

-Кто подошёл к нему, когда он привёз посуду во второй раз?

-Что сказал ему богач? Помог ли ему порошок, чтобы избавиться от мышей?

-Что посоветовал ему гончар?

-Над кем смеялся весь народ?

-Почему сказка называется «Умный балхарец»? (Он догадливый, смекалистый, изобретательный, хитрый, умный).

-Докажите в чем это проявляется в первый раз – разбил весь свой труд, свои горшки и продал порошок.

Во второй раз – когда посоветовал богачу поймать мышь руками и насыпать ей в рот порошок.

-А каким в сказке показан богач? (Глупым, неумным, злым, ленивым).

7. Повторное чтение сказки (если позволит время).

8. Подведение итогов

Какую сказку мы читали?

Как она называется?

Кто её автор? (Р. Рашидов)

Вывод: Правильно, мы познакомились со стихотворной, авторской сказкой дагестанского поэта Р. Рашидова.

Незнайка благодарит вас за интересную сказку, интересную работу.

Публикации по теме:

Фотоотчет к конспекту занятия по ознакомлению детей с художественной литературойФотоотчет к конспекту занятия по ознакомлению детей с художественной литературой Сказка В. Катаева "Дудочка и кувшинчик" Цель:развивать способность к эмоциональному восприятию образного содержания сказки учить детей видеть.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы» Цель: Формировать представление о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (пословицы,.

Конспект НОД по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе «Домашние животные» Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и их детенышами,.

Конспект НОД в средней группе по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения Р. Кучеренко «Бычок» Программные задачи: - Совершенствовать умение детей запоминать короткие стихотворные тексты; - Развивать произвольную память, внимание,.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе «В гостях у бабушки-рассказушки» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ДЕТИ 6-7 ЛЕТ) ПО ОЗНОКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Отчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителейОтчет о проделанной работе по ознакомлению с художественной литературой детей и родителей Ознакомление с художественной литературой - одна из важных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. В результате ознакомления.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «О чём печалилась осень?» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «О чём печалилась осень?» Цель: Закрепить знания.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой Занятие в старшей группе по рассказу В. Драгунского «Друг детства» с использованием опоры.. Образовательная область: чтение художественной.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой детей второй младшей группы Мир в котором развивается современный ребёнок,коренным образом отличается от мира в котором выросли его родители. И мы с вами. Это предъявляет.

Занятие в младшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Занятие в младшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Литературный калейдоскоп. Цель: Вовлечь детей в диалог, помогать.

Автор публикации:
НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 18:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец»» (включая файлы) размещена пользователем Галимова Ашура Ахмедовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД