Галимова Ашура Ахмедовна
НОД по ознакомлению с художественной литературой. Р. Рашидов «Умный балхарец»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с ещё одной авторской дагестанской сказкой, обратить внимание на композицию сказки, помочь полюбить это произведение Р. Рашидова.
Оборудование: портреты поэтов Р. Гамзатова и Р. Рашидова, иллюстрации по сказке «Умный балхарец», конверт с сургучной печатью.
1. Вводная беседа.
Темочки:
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
(Стук) Это наш давний друг Незнайка. Он увидел, что вы все красиво и правильно сидите за столами, совсем, как в школе, и подумал: наверно, здесь опять что-то интересное затевается. Я тоже хочу послушать.
-Пусть слушает.
А у нас сегодня будет разговор о сказках. Сказки бывают разные: народные, которые придумал народ, которые потом передавались одним поколением другому и авторские – это сказки, которые сочинил кто-нибудь из писателей и поэтов.
-Если сказку придумал русский народ, тогда эта сказка называется русская народная сказка.
-Какие русские народные сказки вы знаете? (Репка, Колобок, Волк и семеро козлят, Лисичка-сестричка и серый волк, Лисичка со скалочкой, Крылатый, мохнатый и масленый, Теремок, Аленушка и братец Иванушка, Гуси-лебеди и т. д.).
-А как называются сказки, которые придумал дагестанский народ? (Дагестанские сказки).
-Какие дагестанские сказки вы знаете? (Храбрый мальчик, Храбрый козлик, Голубь и пшеничное зернышко и т. д.).
-Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были, В некотором царстве, в некотором государстве, Однажды, В одной деревне (городе, Как то раз).
-А какими словами они обычно заканчиваются? (Вот и сказке конец, И стали они жить-поживать, да добра наживать, И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало).
Дети:- А сказка это то, что происходит на самом деле, по-настоящему или народ фантазирует, придумывает?
Например: лиса и волк разговаривают, избушка вертится на курьих ножках, лягушка превращается в царевну. (Народ придумывает сказки, чтобы научить нас чему-то хорошему).
Поэтому и придумали поговорку-пословицу: «Сказка ложь, да в ней намёк. Добру молодцу урок».
-Обычно сказки имеют хорошую концовку: добро побеждает зло, бедняк становится богатым, царевич побеждает Змея Горыныча. Но мы с вами прочитали две сказки, которые имеют грустный конец. Какие это сказки? (Кукушка, Айога).
-Почему? (Дети не слушались маму, не помогали ей и мама превратилась в кукушку и улетела. А Айога – это дочь, которая была очень ленива и груба, и поэтому превратилась в гуся.
-Чему вас научили эти сказки? ( Ответы детей: надо уважительно относиться к старшим, любить их и помогать, в меру наших сил заботиться о них).
-Но есть ещё сказки, написанные в стихах. Их сочиняют поэты.
Каких поэтов-сказочников вы знаете? (А. С. Пушкин, И. А. Крылов – баснописец).
(Портреты на доске)
-А дагестанских поэтов вы знаете? (Р. Гамзатов).
-Согласна. Р. Гамзатов – поэт. Он сказок не писал. Но одно замечательное его произведение мы знаем. Это «Мой дедушка».
2. Немного отдохнём.
Физкультминутка «Мой дедушка».
Встали.
У меня есть дедушка
Как зима седой
(Руки вперёд к себе, к груди)
У меня есть дедушка
С белой бородой.
В день знакомства нашего
Это не секрет –
Было мне полмесяца,
А ему – сто лет.
(Руки в стороны и к плечам).
Маленькие ласточки
Песнями звеня
Будят вместе с дедушкой
На заре меня.
(Приседают, руки на поясе).
На зарядке солнышко
Рядом видит нас
Поднимаем руки мы
По команде «Раз».
(Руки вверх – в стороны).
А над нами мокрая
Шелестит листва
(Качают руками над головой)
Опускаем руки мы
По команде «Два».
(Опускают руки).
И водой холодною
Прямо из ручья
Вместе умываемся
(Умываются).
Дедушка и я.
Мы берёмся за руки
С дедушкой моим
Вдоль аула нашего
Мы гуляем с ним.
(Шагают)
Приезжайте в гости к нам
По горам крутым
(Руки вперёд – к груди).
Сами познакомитесь
С дедушкой моим
(Руки вперёд – к груди с сомкнутыми кистями).
Сели.
3. Знакомство с поэтом
А сейчас я познакомлю вас с ещё одним дагестанским поэтом. Его также, как и Р. Гамзатова, уже к сожалению, нет среди нас. Это поэт Рашид Рашидов (Показываю портрет). Он выпустил много сборников стихов. Писал о счастье («Моё счастье», о животных, о птицах, насекомых, но больше всего любил писать для детей. У него есть книга, которая называется «Моим маленьким друзьям». Переводил на даргинский язык стихи А. С. Пушкина, И. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского.
4. Словарная работа
И прежде, чем начать читать его сказку «Умный балхарец», я хочу у вас спросить: кто живёт в Балхаре? (Балхарцы и лакцы).
-Что они делают? (Горшки, посуду, игрушки).
-Из чего они все это делают? (Из глины).
-Как называются люди, которые лепят все это? (Гончары)
-В сказке вам встретится слово «вершок». Вершок – это вот столько (показываю 2 фаланги указательного пальца – 4см.).
Товар – вещи, которые продают.
Как вы понимаете слово «ухмылка»?
-Это улыбка, но улыбка бывает доброй, а ухмылка – хитрой, или иногда даже злой.
-Как вы думаете дорого ли стоит глиняная посуда? (Дешевле, чем посуда из других материалов: стекла, фарфора).
5. Чтение воспитателем сказки
Сядьте поудобнее.
Я прочитаю сказку в стихах – значит, она – стихотворная, а раз её написал автор, и имя его известно – Рашид Рашидов, то она авторская.
Читаю.
Р. Рашидов «Умный балхарец»
Однажды балхарец-гончар
Повёз на продажу товар
Ходил он с товаром повсюду,
Но люди не брали посуду.
Богатым подай серебро –
К чему им из глины добро (вещи)
Купили бы бедные люди
Да что им держать в той посуде
Спадёт полуденный жар (самое жаркое время суток)
Силин у дороги гончар
В уме ли он?
Что за причуда.
Разбита балхарцем посуда!
Он глину растер в порошок
Которым наполнил горшок.
Слегка почесал он затылок
Поднялся, залез на осла…
Дорога в аул привела.
Как-будто на целый базар
Кричать начинает гончар:
-Остался последний мешок!
Кому от мышей порошок?
Цена его денег не выше,
Чем то, что съели ваши мыши!
В ауле у бедных людей
В домах не водилось мышей
Не глупы они, чтобы лезть
В дома, где им нечего есть.
Иное – дома богачей
В них райская жизнь для мышей
В ночи собираясь на пир
Грызут они сахар и сыр.
К то же здесь до слепоты
Ленивы бывают коты
И жиром заплыв до ушей
Есть брезгают серых мышей.
Берут богачи порошок
За час раскупили мешок.
Доволен балхарец вполне
Пора возвращаться к жене
Погнал он домой ишака (ослик)
От смеха держась за бока.
Полгода прошло…
На базар с посудой приехал гончар
И вдруг круглолицый, как мяч
К нему подбегает богач.
-Клянусь, у тебя я, дружок,
Купил от мышей порошок,
Но мыши не дохнут, хоть режь
Хоть сам порошок этот ешь!
Как сделать, ответь поскорей,
Чтоб действовал оникс мышей.
Гончар, почесавши в затылке,
Сказал не без хитов ухмылки:
«Под утро, часов этак в пять,
Мышь надо руками поймать.
Потом приподнять на вершок
Насыпать ей в рот порошок».
Тут стало лицо богача
От злобы темней сургуча.
Руками поймать – вот потеха
Толпа умирала о смеха.
6. Беседа по содержанию
-Понравилась ли вам сказка?
-Что вам понравилось больше всего?
-Все они слова были понятны?
-Как по-другому можно назвать осла, ослика (ишак)
-Как понять фразу: «К чему им из глины добро?»? ….
-Что такое сургуч? (Это вещество, которым обычно пользуются на почте, запечатывая посылки, бандероли. Оно вот такого коричневого цвета – показываю конверт с сургучной печатью).
Тут стало лицо богача
От злобы темней сургуча.
-О ком эта сказка? (О гончаре)
-Что он делал? (Продавал посуду).
-Покупали ли у него посуду? (Нет).
-Почему?
-Что придумал балхарец? (Он разбил посуду и растер в порошок).
-Зачем он так поступил? (Хотел продать порошок, как отраву для мышей).
-Были ли мыши в домах у бедных людей? (Нет)
-Почему? (Ответы детей).
-А у богатых? Почему? Как это сказано в сказке?
- Почему мышей не ловили коты?
-Раскупили ли богачи порошок?
-Какое настроение было у балхарца?
-Как вы думаете, сам балхарец был бедным человеком или богатым?
-Кто подошёл к нему, когда он привёз посуду во второй раз?
-Что сказал ему богач? Помог ли ему порошок, чтобы избавиться от мышей?
-Что посоветовал ему гончар?
-Над кем смеялся весь народ?
-Почему сказка называется «Умный балхарец»? (Он догадливый, смекалистый, изобретательный, хитрый, умный).
-Докажите в чем это проявляется в первый раз – разбил весь свой труд, свои горшки и продал порошок.
Во второй раз – когда посоветовал богачу поймать мышь руками и насыпать ей в рот порошок.
-А каким в сказке показан богач? (Глупым, неумным, злым, ленивым).
7. Повторное чтение сказки (если позволит время).
8. Подведение итогов
Какую сказку мы читали?
Как она называется?
Кто её автор? (Р. Рашидов)
Вывод: Правильно, мы познакомились со стихотворной, авторской сказкой дагестанского поэта Р. Рашидова.
Незнайка благодарит вас за интересную сказку, интересную работу.