кахриманова гулейбат
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе «О чём печалилась осень?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «О чём печалилась осень?»
Цель: Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
Задачи: вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе „О чём печалилась осень?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: Наблюдение за изменениями в природе, чтение художественных произведений о «золотой» осени, чтение пословиц и поговорок, заучивание стихов,рассматривание картин с изображением осени.
Материалы: Иллюстрации на тему «Золотая осень», букет из осенних листьев, краски, цветные карандаши, бумага; магнитофон с тематическим подбором музыки - аудиозапись П. И. Чайковский. Времена года. Октябрь. «Осенняя песня»,аудиозапись- стихотворение И. А. Бунина «Листопад».
Ход НОД
Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель предлагает детям поздороваться с гостями.
Стук в дверь.
Воспитатель :Ой, кто же это?
Входит Незнайка с букетом листьев и конвертом (загадка).
Воспитатель: Да это же Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Это группа «Клубничка»? (Да).Мне сказали,что вы самые умные и сообразительные. Я пришел к вам за помощью. Меня пригласили на праздник,но с одним условием. Я должен отгадать загадку. Я пытался, но у меня ничего не получилось. Мне так хочется на праздник! Может вы мне поможете?
Воспитатель:Дети,поможем Незнайке? (Да).
Незнайка: Вот послушайте.
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я.
Дети: (Осень).
Незнайка: Какие вы молодцы! Теперь я точно попаду на праздник.
Незнайка: Ребята, сегодня я шел к вам в детский сад, собрал букет из опавших листьев и принес его вам. (Спасибо)
Воспитатель: Спасибо, Незнайка! Какой красивый букет! А что за листики ты собрал?
Незнайка :А это мы сейчас у детей спросим. Я буду показывать лист, а вы называть с какого дерева.
Проводится дидактическая игра «С какого дерева лист?»
Незнайка:И с этим заданием справились. Молодцы!
Воспитатель:Незнайка, может ты останешься до конца занятия?
Незнайка: Я,пожалуй останусь. Мне с вами очень интересно.
Воспитатель: Ребята,сегодня мы будем говорить об осени, её красках и о деревьях в это время года.
А что происходит с наступлением осени? Какие признаки осени вы знаете?
(Осенью листья желтеют,краснеют,опадают; птицы улетают в теплые края; часто идет холодный дождь; на улице стало холодно, поэтому люди стали одеваться теплее; в лесу появились грибы и ягоды; люди собирают урожай.)
Воспитатель: Осень, как художник, самые яркие краски выбирала, чтобы раскрасить всё вокруг. Послушайте, как рассказал об осенних красках природы Георгий Скребицкий:
«Для своей работы Художница-Осень взяла самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень : «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.
Глядит, а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему, кого одела в желтый наряд, кого - в ярко красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»
Воспитатель: Давайте рассмотрим осенние пейзажи. Найдите в них то, о чём я вам прочитала.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, побуждает их к использованию в своих ответах образных слов и выражений.
Воспитатель: Вот на картинках берёзки стоят гурьбой, как будто… (В хоровод встали).
Воспитатель: Какими красками раскрасила осень деревья : берёзки и клёны, дуб – богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета).
Воспитатель: На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на румяные яблоки).
Воспитатель: С чем ещё их можно сравнить? А листья каштана (На звездочку). Золотые листочки липы (На золотую монетку).
Воспитатель: Листья стали красными. Значит, что с ними стало? Они… (Они покраснели).
Воспитатель: Жёлтые листья… (Жёлтые листья пожелтели).
Воспитатель: Золотые… (Позолотились, стали золотыми).
Воспитатель: Деревья были красивыми, а стали ещё… (Краше).
Физкультминутка.
Листья осенние тихо кружатся. (Дети кружатся на цыпочках
Листья нам под ноги тихо ложатся, руки в стороны приседают
И под ногами шуршат, шелестят движение руками вправо- влево
Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся).
Воспитатель: Послушайте стихотворение о лесе осенью, русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. Называется оно «Листопад».
(Дети прослушивают в записи.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Воспитатель: Какие красивые, нежные слова нашёл поэт, чтобы рассказать о лесе! С чем он сравнивает лес? (Поэт сравнивает лес с расписным теремом).
Воспитатель: Какого цвета лес – терем? (Лиловый, золотой, багряный, пёстрый).
Воспитатель: Как называется явление, когда падают желтые листья (Листопад).
Воспитатель: Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали об осени? Сейчас вы будете не просто рисовать осень,а нарисуете иллюстрацию к рассказу М. Пришвина «Последние грибы».
Воспитатель читает рассказ.
«Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.
Это и были последние грибы».
Воспитатель: А теперь нам пора в мастерскую, проходите на свое рабочее место.
Пальчиковая гимнастика.
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Воспитатель: Постарайтесь нарисовать так, чтобы рисунок соответствовал теме рассказа.
В процессе рисования звучит аудиозапись- П. И. Чайковский. Времена года Октябрь «Осенняя песня».
Рефлексия.
Выставка детских рисунков. (Педагог совместно с детьми рассматривает рисунки и предлагает составить выставку осенних пейзажей.)
-О чем рассказы и стихотворение, которые мы прочитали?
-На какую тему ваши рисунки? Что вы изобразили?
-Какие цвета красок использовали для этого.
-Попробуйте отыскать те,которые подходят к нашему рассказу.
-Ребята, посмотрите,какая чудесная выставка у нас получилась!
Вы все сегодня старались, вы молодцы!