Ольга Гончаренко
Дидактическая игра «Помоги сказочным героям. Музыкальные инструменты» для детей 5–7 лет с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Помоги сказочным героям. Музыкальные инструменты».
Цель: закрепление и обобщение знаний детей на тему «Музыкальные инструменты, их виды».
Задачи: - расширять и уточнять активный и пассивный словарь детей на тему «Музыкальные инструменты, их виды, названия музыкальных профессий»;
- развивать грамматический строй речи: навыки словоизменения и словообразования;
- формировать навыки зрительного восприятия (узнавание силуэтных изображений музыкальных инструментов);
- развивать навыки связной речи (умение составлять предложения с заданными словами; расшифровывать анаграммные предложения).
Оборудование: панно «Загадки сказочных героев», карточка «Силуэты. Музыкальные инструменты», набор предметных картинок «Музыкальные инструменты», камешки Марблс.
Предварительная работа: проведение лексико – грамматического занятия на тему «Музыкальные инструменты. Концерт для мамы»; рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций, просмотр презентации «Концерт для мамы».
Ход игры: логопед предлагает детям вспомнить названия музыкальных инструментов (дети называют их).
- Сегодня к нам в гости пришли сказочные герои. Кого вы узнали? (кот Матроскин, Гном Гномыч, Буратино). Каждый герой держит в руках какой-то музыкальный инструмент, расскажите какой (У кота Матроскина гитара. У Зайца барабанная установка. У Гном Гномыча дудочка). К каким видам музыкальных инструментов они относятся? (Гитара – струнный музыкальный инструмент, барабан – ударный музыкальный инструмент, дудочка – духовой музыкальный инструмент).
- игра «Назови музыкальный инструмент». Наши герои хотят с вами поиграть. Они приготовили изображения музыкальных инструментов, они перевернуты. По очереди переверните карточку и назовите, что на ней нарисовано. Расскажите, к какому виду музыкальных инструментов они относятся. За правильный ответ мы кладем на нотку камешек Марблс.

- игра «Назови ласково» (обработка навыков словообразования при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов):
Барабан – барабанчик
Арфа – арфочка
Скрипка – скрипочка
Балалайка - балалаечка
Гитара – гитарка (гитарочка)
Флейта – флейточка
Дуда – дудочка
- игра «Похвали музыкальный инструмент» (обогащение словаря прилагательных, отработка антонимов):

Скрипка какая? старинная, красивая, новая, деревянная, мелодичная
Барабан какой? громкий, новый, хороший, яркий, звонкий
Гитара какая? деревянная, электрическая, тяжелая (легкая, детская
Колокольчик какой? блестящий, звонкий, мелодичный, звонкий, легкий
Металлофон какой? цветной, металлический, красивый, звонкий, хороший
Пианино какое? красивое, коричневое, новое (старое, старинное, хорошее и т. д.
- игра «Один – много» (отработка навыков словоизменения со словосочетаниями) (игра с мячом)
Старинная скрипка – а много? старинных скрипок
Звонкая гитара – а много? звонких гитар
Детская дудочка – а много? детских дудочек
Маленький колокольчик – а много? маленьких колокольчиков
Хороший барабан – а много? хороших барабанов
Большая арфа – а много? хороших арф

- игра «Музыкальные профессии» (уточнение активного и пассивного словаря существительных)
На гитаре играет кто? Гитарист
На арфе? Арфист
На баяне? Баянист
На пианино? Пианист
На скрипке? Скрипач
На трубе? Трубач
На барабане? Барабанщик

А кто такой композитор? Дирижер? Поэт – песенник? (знакомство с новыми понятиями)
- игра «Силуэты. Музыкальные инструменты» (развитие зрительного восприятия): подберите картинку к нужному силуэту.

- игра «Незнайкины ошибки» или «Расшифруй предложение»
Скрипка играет на скрипаче. (Скрипач играет на скрипке)
Сцена вышла на пианиста.
Под палочки упал барабан.
Дудочка играет на пастушке.
Гитара Матроскина играет на коте.
Труба играет на трубаче.
У бубна в руках цыганка.
Баян купил дедушку.
- игра «Слушарик» (развитие слухового внимания, фонематических представлений).

- Нашим героям очень понравилось с вами играть. Они решили напоследок немного пошутить, послушайте серию слов и разгадайте, какое слово не похоже на остальные.
Баран барабан баран
Лайка балалайка лайка
Пианист пианист арфист
Дудочка дудочка уточка
Арфа арфа Марфа
Сирень сирень свирель
Металлофон металлофон сифон