Марина Лобастова
НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи;
-закреплять в речи детей обобщающее понятие «деревья»;
-обогащать словарь.
Коррекционные:
-развивать логическое мышление, координацию речи с движением, процессы словообразования, дыхание без речевого сопровождения, артикуляционную моторику;
-формировать умение отвечать полным предложением.
Воспитательная:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, индивидуальные зеркала,
Публикация «НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: знакомство с деревьями.
Ход НОД
1. Организационный момент: приветствие
Логопед. Раз, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть! Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
2. Основная часть.
Стихотворный материал по теме.
(слайд 1)
Что ты знаешь о деревьях?
(слайд 2)
Есть у них могучий ствол,
Ветки, веточки и листья –
Ветер в кроне их нашёл.
А ещё канаты-корни
В землю глубоко уходят.
Держат корни ствол и крону,
Воду под землёй находят.
(слайд 3)
Вот упёрлась в небеса
Вся смолистая сосна.
Распустила ветви-косы
Белоствольная берёзка.
Как во полюшке былинка,
На ветру дрожит осинка.
Дуб раскинул свои ветки,
И не страшен ему ветер.
Липа цветом зацвела,
Пчёлок в гости позвала.
Ель иголки распушила
И грибочки все закрыла.
(слайд 4)
Шелестят листвой деревья,
Словно разговор ведут,
Руки-ветви распустили –
Птичек в гости к себе ждут.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Физкультминутка.
-(слайд 5) Осенью все деревья становятся красивыми, нарядными. А какое дерево не меняет своё «платье»? (Ёлка.) Как говорят про ёлочку? (Зимой и летом одним цветом.)
Берёзы косы расплели.
Дети поднимают руки и качают ими из стороны в сторону.
Руками клёны хлопают.
Хлопают в ладоши.
Ветра холодные пришли.
Дуют.
И тополи затопали.
Топают.
Поникли ивы у пруда.
Наклоняются вперёд.
Осины задрожали.
Поднимают руки через стороны, изображая дрожь.
Дубы, огромные всегда,
Как будто ниже стали.
Приседают.
Всё присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Сидят.
Лишь ёлочка зелёная
К зиме похорошела.
Встают.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Беседа.
-Дерево – это растение или животное? (Дерево – многолетнее растение с твёрдым стволом и отходящими от него ветвями.)
-Какие деревья вы знаете? (Я знаю липу. И т. д.)
-Чем они отличаются? Чем похожи? (Деревья отличаются листьями и плодами. А похожи они тем, что у всех у них есть ствол, кора, ветки.)
-(слайд 6) Чем дерево отличается от куста? (Дерево высокое, а куст низкий.)
-(слайд 7) Как называются деревья, у которых вместо листьев растут иголки? (Хвойные деревья.)
-(слайд 8) Какие хвойные деревья растут в нашем лесу? (Ель и сосна.)
-(слайд 9) Как можно назвать деревья, растущие в саду? (Деревья, которые растут в саду, называются садовые.)
-(слайд 10) Как узнать, сколько дереву лет? (Спилить дерево и посчитать кольца. Если дерева уже нет, можно посчитать кольца на пне. Число колец соответствует числу прожитых деревом лет.)
-(пробел) А какую пользу приносят деревья? (Из древесины делают веники, мебель, карандаши и многое другое.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопедическая гимнастика
Испугались листочки дождя,
Губы в улыбке. Широкий язык лежит между зубами.
Дети выдувают воздух на язык и губы так, чтобы они вибрировали.
Язык и губы должны быть расслаблены.
Следить, чтобы щёки не надувались.
задрожали, затрепетали на ветру.
Рот открыт. Губы в улыбке.
Дети кладут широкий язык на верхнюю губу и делают движения
вправо-влево, не отрывая язык от губы, как бы поглаживая её.
Сначала движения языка должны быть медленными,
постепенно убыстряться.
Добавить звук голоса «бл-бл…»
Закачались то вверх, то вниз,
Рот открыт. Губы в улыбке.
Дети прикасаются широким передним краем языка к верхней губе и нижней сначала медленно, потом убыстряя темп.
свернулись в трубочки
Рот открыт. Губы в улыбке.
Язык высунут «желобком» : боковые края лопатообразного языка поднимаются, и по средней продольной линии языка образуется впадина.
И упали на землю.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «С какого дерева листья».
(слайды 11-16)
Листья рябины - … рябиновые листья,
листья дуба - … дубовые листья,
листья клёна - … кленовые листья,
листья осины - … осиновые листья,
листья липы - … липовые листья,
листья берёзы - … берёзовые листья.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнение на дыхание «Листопад».
Листьев много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если дружно постараться,
Листья дружно разлетятся.
Игрок поднимается на скамейку и сдувает листья на детей.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Что здесь лишнее?» (слайды 17-18)
-Тополь, клён, липа, ель.
Дети. Ель – это хвойное дерево, а остальные лиственные деревья.
-Яблоня, дуб, осина, берёза.
Дети. Яблоня – это фруктовое дерево, а остальные не фруктовые деревья.
3. Заключительная часть.
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что сегодня делали.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Цветовое самооценивание – детям в конце занятия предлагается закрасить или заштриховать какую-либо фигуру:
-если на занятии вам было сложно, закрасьте круг красным цветом;
-если не очень трудно – зелёным цветом;
-если занятие было для вас лёгким – жёлтым цветом.