Марина Лобастова
НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-закреплять в речи детей обобщающее понятие «фрукты» и правильное произношение звуков «Т-Ть» в слогах, словах;
-обогащать словарь.
Коррекционные:
-познакомить с понятием «слово, обозначающее признак предмета», с родственными словами;
-развивать плавный и длительный вдох, мимические мышцы, координацию речи с движением;
-формировать процессы словоизменения и словообразования.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.
Публикация «НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Фрукты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: фрукты натуральные : яблоко, груша, апельсин, банан; презентация, мяч.
Ход НОД
1. Организационный момент.
(Логопед рассказывает о правилах речи)
Каждый день всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Говорим всегда красиво,
Ясно и неторопливо.
2. Основная часть.
Угадай по описанию. Беседа. Логопед описывает какой-либо фрукт, а дети угадывают его название. (слайд 1)
-Что это: овальный, жёлтый, кислый, полезный? (Лимон.) Как вы догадались? (Ребё нок называет признаки: «Лимон кислый, жёлтый, овальный, полезный».) Правильно. Вы назвали признаки, которые помогли отгадать предмет.
Аналогично про яблоко: круглое, спелое, сочное, сладкое …; грушу: сочная, полезная, овальная, сладкая … При этом выделяю окончания.
Далее предлагаю детям ответить на поставленный вопрос: какой, указывая при этом на предмет (банан); какая? (слива).
-Как я вас всё время спрашивала? (Вы спрашивали «Какой?», … «Какая?»)
-Почему я ставила вопрос «Какой?», «Какая?» (Потому что это признаки предметов.)
(слайд 2)
-Назовите одним словом все эти неживые предметы? (Фрукты.)
(слайд 3)
-Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду, на деревьях.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Развитие мимических мышц.
Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! (Удивление.)
А какие сочные груши! (Восхищение.)
А как их много! (Радость.)
Откусили кусочек яблока, а там червячок. (Разочарование.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Упражнение «Узнай фрукт»
Логопед приносит блюдо с апельсином, грушей, яблоком, бананом. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху. Предварительно напоминает, как делается глубокий, длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Ознакомление с родственными словами
Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
Мы живём одной семьёй,
Поиграть хотим с тобой.
На пригорке яблонька стояла,
Яблочко на яблоне поспевало.
Солнышко пригрело – яблоко поспело.
Ветерок подул – яблоко спугнул …
По тропинке яблоко покатилось,
На варенье яблоко пригодилось.
Получилось яблочное варенье,
А пирог с ним яблочный – просто объеденье!
Объясняю детям, что в этом стихотворении «спрятались» слова-родственники, что они похожи на слово яблоко. Стихотворение читается во второй раз и совместно с детьми выделяются родственные слова (слайд 4).
Потом с помощью картинок детям предлагается вспомнить и самостоятельно назвать слова-родственники к слову яблоко.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Чистоговорка «Т-Ть»
Та-та-та – яблоко моя мечта.
Дети сжимают и разжимают пальцы.
Ато-ато-ато – витаминами богато.
Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти – где же яблоко найти?
Поднимают и опускают плечи.
Ать-ать- ать – надо яблоко искать.
Приставляют к глазам то одну, то другую ладонь.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра «Что мы приготовим из фруктов» (слайд 5)
-Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить: из яблок – яблочный пирог, из груш – грушевое повидло, из ананаса – ананасовый сок, из апельсинов – апельсиновое варенье, из винограда – виноградный джем, из персиков – персиковый компот.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с мячом «Один-много» : я буду говорить про один предмет, а вы про несколько таких же предметов и со словом «много».
Слова: лимон – лимоны, много лимонов; яблоко – яблоки, много яблок; слива – сливы, много слив; груша – груши, много груш; апельсин – апельсины, много апельсинов; банан – бананы, много бананов.
3. Заключительная часть: прощание
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что сегодня делали… .
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Фрукты очень полезные, но перед тем как съесть их нужно обязательно помыть. (Можно предложить детям определить фрукты на вкус - с закрытыми глазами.)