Марина Лобастова
НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
-формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи;
-закреплять в речи детей обобщающее понятие «грибы»;
-обогащать словарь.
Коррекционные:
-познакомить с родственными словами;
-развивать логическое мышление, координацию речи с движением;
-формировать умение отвечать полным предложением.
Воспитательные:
-воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: презентация; предметные картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов; лепестки синего и сизого цвета.
Предварительная работа: знакомство с грибами (съедобными и ядовитыми).
Ход НОД
1. Организационный момент: упражнение «Улыбка»
Логопед. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
(Дети удерживают растянутые в улыбке губы, зубы сомкнуты и не видны.)
2. Основная часть.
Рассказ о грибах.
(слайды 1-4)
Логопед. Грибы растут в лесу : на полянках, на опушках, под деревьями, в траве, на пнях и во мху. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»? Что значит «несъедобные» («ядовитые»? Далее логопед с опорой на картинный материал рассказывает о грибах.
(слайды 5-6)
БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.
В глухом бору стоять привык
На толстой крепкой ножке я.
Найти попробуйте меня.
ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.
Подберезовик хорош.
На опавший лист похож.
ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.
В красной шляпке, словно гном,
Я под осиной выбрал дом.
ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.
Лисички рассыпались
Желтою стайкой,
Как будто погнались
За солнечным зайкой.
ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».
Опята букетом
Стоят на пеньке.
Найдется им место
В твоем кузовке.
СЫРОЕЖКИ — шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий праздничный наряд…
Сыроежками нас кличут,
Но сырыми не едят.
МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.
Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.
Шляпка красная, в горошек,
Воротник на тонкой ножке.
Этот гриб красив на вид,
Но опасен, ядовит.
БЛЕДНАЯ ПОГАНКА — смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет, воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.
Я не привыкла нравиться,
Кто съест меня — отравится.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Расскажи и покажи» : предложить детям вместе со мной рассказать стихотворение, сопровождая текст выразительными движениями.
Мухомор на тонкой ножке
Встаньте на одну ногу. Руки на поясе.
Вырос на лесной дорожке,
Поднимите руки вверх и в стороны.
Ждёт прихода грибников.
Поднесите руку ладонью вниз ко лбу и посмотрите вдаль, поворачиваясь слева направо.
Кто сорвать его готов?
Жест вопроса и удивления.
Знают грибники прекрасно :
Ритмично погрозите пальцем.
Мухоморы есть опасно!
Погладьте живот. Вытяни руки вперёд ладонями от себя, как бы отказываясь от чего-то.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Слова – «родственники» : логопед выставляет на доске предметные картинки к родственным словам.
(слайд 7)
Гриб – грибок – грибочек – грибники – грибной суп.
Логопед. Все слова звучат похоже. Какая в них общая часть?
Дети. Гриб.
Логопед. Правильно. Теперь выясним значение слов.
Гриб – это низшее споровое растение.
Грибок – маленький гриб.
Грибочек – так ласково называем маленький грибок.
Грибники – люди, которые собирают грибы.
Грибной суп – суп, сваренный с грибами.
Такие слова называются словами – «родственниками», живут они дружными семьями и, как родные люди, похожи друг на друга. В этих словах есть общая часть: гриб.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Разложи» : назвать грибы и разделить их на съедобные и несъедобные.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дидактическая игра «Какой гриб лишний? Почему?».
(слайды 8-9)
Мухомор, бледная поганка, ложные опята, подберёзовик.
(Подберёзовик – съедобный гриб.)
Ложные лисички, подосиновик, волнушки, маслята.
(Ложные лисички – ядовитый гриб.)
3. Заключительная часть.
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что сегодня делали.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Лепесток затруднений. Раздаю лепестки синего и сизого цвета.
Ответы: синий цвет – у меня не было затруднений, сизый – я испытывал затруднения.