Марина Лобастова
НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- учить соотносить изображения природы на картинках со стихами Пушкина;
- формировать знания об изменениях в природе, характерных для осеннего периода.
Коррекционные:
- развивать глагольный словарь, внимание, память, мимику, пантомимику;
- закреплять умение называть признаки времён года.
Воспитательные:
- поддерживать у детей интерес к творчеству А. С. Пушкина;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: мяч; тучка, прищепки; презентация; листочки: оранжевые и коричневые – по количеству детей.
Публикация «НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход НОД.
1. Организационный момент: эмоциональный настрой детей на занятие.
Логопед. Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Передайте друг другу лёгкую маленькую пушинку так, чтобы она не улетела по «дороге» и никуда не упала.
Дети выполняют.
Молодцы! Вы смогли передать пушинку, значит, на каждого из вас можно положиться в трудной ситуации.
Дети садятся на свои места.
2. Основная часть.
«Подскажи словечко»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года … (осенью) зовётся.
М. Ходякова
- Что бывает только осенью?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Релаксация (природа осенью)
(слайд 1)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с мячом «Подбери действие»
Осенью на юг перелётные птицы… (улетают).
Трава и цветы … (увядают, сохнут).
Зелёные листья деревьев и кустарников … (желтеют, краснеют).
Листья с деревьев… (облетают, падают, в воздухе… (кружатся, на землю… (ложатся, под ногами … (шуршат).
Осенью люди урожай… (собирают).
Дождь осенью… (льёт, идёт, моросит).
Логопед. Как я вас всё время спрашивала? (Что делают) А вы мне называли слова, которые обозначают действия предметов.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Игра с прищепками «Осень»
Инструкция: «Каждый вспомнит, что происходит осенью и прикрепит к тучке прищепку, отвечая полным предложением».
(слайд 2)
По небу плывут серые тучи.
Значит, какое небо осенью? (Небо осенью хмурое, пасмурное).
Солнце греет слабо.
Значит, какая пришла осень? (Пришла холодная осень.)
Желтеет трава и вянут цветы. Часто идёт дождь, после которых на земле появляются лужи.
Значит, какая погода осенью? (Погода осенью дождливая.)
Земля после дождя какая? (Земля после дождя сырая).
Листья желтеют и с деревьев опадают.
Значит, начинается … (листопад).
С наступлением холодов птицы улетают в тёплые края.
Какие птицы улетаю на юг? (Перелётные птицы улетают на юг.)
Назовите этих птиц. (Это грачи, скворцы, утки, ласточки, журавли)
Осенью люди собирают овощи, фрукты, ягоды и грибы.
Что люди делают из них? (Люди осенью делают заготовки, чтобы кушать зимой.)
Осенью люди одевают плащи, куртки и резиновые сапоги.
Значит, какую одежду одевают люди? (Люди одевают осеннюю одежду.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Много стихов написано об осени. Например, (слайд 3) А. С. Пушкин очень любил осень. Послушайте, как он говорил о своём к ней отношении (слайд 4) :
И с каждой осенью
Я расцветаю вновь;
Здоровью моему
Полезен русский холод;
…Я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн –
Таков мой организм.
(слайд 5) Вот он сидит на скамейке, любуясь увядающей природой, и у него рождаются стихи:
Унылая пора!
Очей очарованье,
Приятна мне пора
Прощальная краса –
Люблю я пышное
Природы увяданье,
В багрец и золото
Одетые леса… .
Это он пишет в сентябре, когда листья багряные, золотые, но вот наступает следующий месяц – октябрь, и А. С. Пушкин пишет (слайд 6) :
Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листвы
С нагих своих ветвей.
Наступает ноябрь. (слайд 7) Александр Сергеевич и этот месяц упоминает в своих стихах:
…Приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
И вот конец ноября, поздняя осень (слайд 8, становится холодно, видны первые признаки зимы, даже может выпасть снег, но ему нравится и этот период, и он опять отражает его в своих стихах:
Дни поздней осени
Бранят обыкновенно,
Но мне она мила…
Логопед. Итак, мы видим, что А. С. Пушкину нравятся все периоды осени. Давайте вспомним, о каких месяцах он писал в своих стихах?
(Сентябрь – золотая осень. Октябрь – листопад. Ноябрь – поздняя осень, предзимье.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Сюжетно-ролевая зарядка «Разная осень»
Логопед просит детей изобразить Раннюю Осень. У Ранней Осени лёгкая походка, весёлое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая. Затем дети изображают Позднюю Осень. Поздняя Осень грустная, печальная.
3. Заключительная часть.
А) Передача настроения автора и ребёнка. (слайд 9) Вопросы: «Какое настроение у тебя, когда ты смотришь на эту картину? Почему?»
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Вот и закончилось занятие. Мне было приятно с вами заниматься. Что вам понравилось на занятии? … Что было трудно? …
(Спросить всех детей.)