Марина Лобастова
НОД по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
Образовательные:
- систематизировать знания об осени и осенних явлениях;
- обогащать и активизировать словарный запас по теме;
- учить выстраивать полные и чёткие предложения.
Коррекционные:
- учить образовывать относительные прилагательные;
- вырабатывать длительный плавный выдох через рот без речевого сопровождения;
- совершенствовать произносительные умения;
- развивать моторику и координацию речи с движением, умение управлять мышцами тела.
Воспитательные:
- учить жить в гармонии с собой и окружающим миром;
Публикация «НОД по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, Тема „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы;
- формировать умение слушать друг друга.
Оборудование: мяч, листья, презентация.
Ход НОД
1. Организационный момент: приветствие
Логопед. Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Хлопайте в ладоши до тех пор, пока хлопки не будут слышны как один хлопок.
Дети выполняют.
- Получилось у вас одновременно хлопать? Значит, получится и такая же дружная работа на занятии.
2. Основная часть.
Логопед (читает стихотворение)
Осень
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Пролетает наше лето.
Е. Трутнева
- О каком времени года говорилось в стихотворении?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Осень наступает после лета, 1 сентября. Когда наступает осень?
(Ответ индивидуальный, а потом хоровой)
Психогимнастика «Лучик»
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись!
Дети выполняют движения руками по тексту.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. На небе появляются серые тучи.
(слайд 1)
(Повторить предложение индивидуально, а потом хором)
«Тренируем эмоции» : попросить детей нахмуриться, как осенняя туча.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Идут долгие дожди, после которых появляются лужи.
(слайд 2)
(Повторить предложение индивидуально, а потом хором)
«Массаж спины».
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
Дети встают друг за другом «паровозиком» и
похлопывают ладонями по спинкам друг друга.
По весёлой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
Постукивают пальчиками.
- Дома, дома посидите, -
Бом! Бом! Бом!
Поколачивают кулачками.
Никуда не выходите, -
Бом! Бом! Бом!
Растирают рёбрами ладоней.
Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом!
Кладут ладони на плечи и большими пальцами
растирают плечи круговыми движениями.
А уйду – тогда гуляйте …
Бом! Бом! Бом!
Поглаживают ладонями.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Листья желтеют и опадают – начинается листопад.
(слайд 3)
(Повторить предложение индивидуально, а потом хором)
Листопад.
Листьев много я собрал,
Ветерочком лёгким стал.
Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
(Дети сдувают по листочку)
Логопед. Наши листья умеют разговаривать. Сейчас мы услышим их разговор. Я начну читать стихотворение, а вы продолжите по порядку.
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с клёнов… (слайд 4)
- Мы с яблонь… (слайд 5)
- Мы с липы… (слайд 6)
- Мы с вишен… (слайд 7)
- С осинок… (слайд 8)
- С рябины… (слайд 9)
- С дуба… (слайд 10)
- С берёзы… (слайд 11)
Ю. Капотов
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. С наступлением холодов перелётные птицы – грачи (слайд 12, скворцы (пробел, утки (пробел, журавли (пробел, ласточки (пробел) – улетают в тёплые края. Кто улетает в тёплые края?
(Полные ответы детей : «В тёплые края улетают грачи» и т. д.)
Упражнение для развития умения управлять мышцами тела: «Журавль»
И. п. – о. с., ладони сложить перед грудью. Приподнять одну ногу, зафиксировать стойку на одной ноге. Вернуться в и. п. Выполнить упражнение на другой ноге. Вернуться в и. п.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Логопед. Осенью люди собирают овощи (слайд 13, фрукты (пробел, ягоды (пробел) и грибы (пробел). Что собирают люди осенью?
(Ответ индивидуальный, а потом хоровой)
Чистоговорка «Т-Ть» : дети повторяют только первую часть чистоговорки.
Та-та-та – яблоко моя мечта.
Дети сжимают и разжимают пальцы.
Ато-ато-ато – витаминами богато.
Хлопают в ладоши.
Ти-ти-ти – где же яблоко найти?
Поднимают и опускают плечи.
Ать-ать-ать – надо яблоню искать.
Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую.
3. Заключительная часть: прощание
Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспоминаем, о каком времени года говорили, что сегодня делали… .
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Лепесток настроения. Детям раздаю лепестки чё рного и красного цвета и задаю вопрос: «Какое настроение было у тебя на занятии?»
Ответы: чёрный цвет – плохое, красный цвет – хорошее.