Фируза Мальцева
Краткосрочный проект «Этот загадочный космос» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сказка» Уренского муниципального округа Нижегородской области
Краткосрочный проект
«Этот загадочный космос»
Воспитатель: Мальцева Ф. Н.
Арья- 2024
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный, 01 апреля-12 апреля 2024 года.
Темочки:
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная деятельность; беседы, наблюдения, чтение художественной литературы; дидактические и подвижные игры; взаимодействие с родителями.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Актуальность проекта
Современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети мало знают о космосе. Данный проект поможет сформировать детям первоначальное представление о космосе, солнечной системе, о космонавтах.
Проблема
• Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – День космонавтики.
• Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – День космонавтики.
Свою проектную деятельность мы начали с ответов на проблемные вопросы:
-Для чего человек осваивает космическое пространство
- Как кружатся планеты?
- Как летают спутники и ракеты?
Что будем делать, чтобы узнать о космосе больше?
Цель проекта :
Практическая - создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоении космоса людьми; знакомство с российским праздником – Днем космонавтики.
Педагогическая – повышение педагогического опыта в рамках реализации проекта.
Задачи:
1. Сформировать у детей элементарные знания о планетах и их названиях. Расширить и углубить знания детей о многообразии космоса, о животных – космонавтах, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос, празднике День космонавтики. Дать понятие об освоении космоса : ракетах, полетах.
2. Развивать творческие способности, фантазию, воображение, художественно-изобразительные умения в рисовании, лепке, аппликации.
3. Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине.
4. Привлечь родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.
Предполагаемые результаты:
1. Сформированы представления детей о космическом пространстве (звездах, планетах и др; людях, покоривших космическое пространство первыми, и космонавтах 21 века).
2. Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
3. Воспитаны патриотические чувства и качества.
4. Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт проектной деятельности : выставка работ «Космос глазами детей».
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
- Выявление первоначальных знаний детей о космосе и нашей планете
- Разработка проекта – определение проблемы; постановка задач, целей
-Подбор наглядно-дидактического материала (литературы о космосе, видео роликов о космосе и космонавтах, фотографий планет, космического пространства)
- Составление плана мероприятий
-Подбор художественной и методической литературы
- Подготовка материалов для творческой деятельности
-Знакомство родителей с целью и задачами проекта «Этот загадочный космос» и привлечение их к совместному созданию выставки детских работ
2 этап. Основной (практический)
-Реализация плана проекта с детьми;
-Рассматривание иллюстраций, познавательной литературы, энциклопедий;
-Чтение стихов про космос, отгадывание загадок;
-Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
-Продуктивные виды деятельности (аппликация, лепка, оригами, работа с раскрасками, рисование, конструирование);
-Участие в оформлении творческой выставки (совместно с родителями).
Речевое развитие:
-Беседа: «Что такое космос»? Цель. Дать детям элементарные представления о космосе, о Дне космонавтики; формировать представления у детей о космосе, как о пространстве, где находятся звезды, луна, солнце; активизировать словарный запас детей: космос, космонавт, ракета, планета и т. п.
- Космические загадки (Приложение 3).
Цель. Закрепить имеющиеся представления о космосе; развивать любознательность, мышление, речь, память, внимание, самостоятельность; воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну.
- Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с произведениями о космосе, обогащать словарный запас детей, расширять кругозор, воспитывать чувство гордости за первых космонавтов.
1. Е. П. Левитан «Звездные сказки».
2. Н. Носов «Незнайка на луне».
3. Стихотворения о космосе.
-Слушание аудиосказки о солнечном луче. Автор Наталья Абрамцева (аудиосказка о солнечном луче – космическое путешествие для детей).
Познавательно-исследовательская деятельность:
- РОД «Путешествие в космос» (И. А. Помораева, В. А. Позина Формирование элементарных математических представлений. Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 6 лет. Изд. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2020, с. 72). Цель. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
-Просмотр видеоролика о Гагарине. Цель: Расширение представлений детей о первом в мире космонавте Ю. А. Гагарине; развитие познавательного интереса, духовно-нравственных качества личности, самоуважения и национальной гордости за наш народ.
- Беседа «Что такое космос». Цель: Познакомить детей с днем космонавтики. Расширять кругозор детей. Пополнить словарный запас: планета, космонавт, скафандр.
- Познавательная беседа на тему «Первый космонавт на Земле». Цель: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос.
- Познавательная беседа на тему «Белка и Стрелка». Цели: расширить представления детей о космических полетах; познакомить детей с первыми «космонавтами» Белкой и Стрелкой.
- Рассматривание альбома «Космос»
Игровая деятельность:
1. Подвижные игры (приложение 1)
- «Ракетодром»
- «Ждут нас быстрые ракеты»
- «Кто быстрее соберет космический мусор»
- «Ноги от земли»
2. Дидактические игры: (приложение 2)
- «Найди лишнее».
- «Назови правильно планету».
- «Подбери пришельцу ракету».
- «Много звезд на небе…».
- «Собери ракету» (разрезные картинки)
- Игровое упражнение «Соедини линиями созвездие с нужной картинкой». Цель. Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.
Сюжетно-ролевые игры:
- «Космодром». Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос»
- «Больница для космонавтов». Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
- «Космическое путешествие». Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Художественное творчество:
- Аппликация «Открытый космос». Цель: упражнять детей работать с трафаретом; закреплять умение вырезать круг из квадрата; активизировать словарь детей: космос, космонавт, планета, Земля, звезды, солнце, луна, спутник, ракета; развивать любознательность, интерес к окружающему миру.
-Работа с бумагой «Ракета на основе конуса». Цель. Формировать умение детей делать ракету на основе конуса, дополнять работу другими деталями.
-Лепка «Ракета». Цель. Закреплять умение лепить предметы из цельного куска пластилина и по частям. Совершенствовать умение выполнять последовательно все этапы работы.
- Лепка «Забавные инопланетяне». Цель: Развивать творческую фантазию детей, умение лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке.
- Конструирование из бумаги методом оригами «Ракета». Цель. Расширить представления детей о празднике День Космонавтики; развивать умение выполнять изделия согласно плану; закрепить знания по правилам безопасности при работе с ножницами и бумагой; совершенствовать умения работать в технике оригами; воспитывать познавательный интерес к космосу.
-Работа с раскрасками по теме. Цель: Развитие мелкой моторики.
-Рисование «Полет в космос». Цель: Продолжать знакомить детей с праздником – День Космонавтики. Закреплять умение детей рисовать ракету, летящую в космосе. Воспитывать интерес к празднику. Развивать эстетическое восприятие, память, внимание, речь.
-Конструирование на плоскости из геометрических фигур. Цель. Формировать навыки детей конструировать модель ракеты из нетрадиционных материалов. Развивать творческие способности, воображение, конструктивное мышление. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца.
- Конструирование из различных видов конструкторов «Дом для инопланетян», «Ракета». Цель: Закрепить навыки конструирования. Продолжать учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение деталей. Развивать фантазию, воображение, творчество, умение реализовать собственные замыслы. Способствовать развитию игрового интереса в процессе творческой деятельности.
Участие в конкурсах разного уровня:
-Сайт «Высшая школа делового администрирования». Всероссийский детский творческий конкурс, посвященный Дню космонавтики «Просторы космоса».
Взаимодействие с родителями:
- Создание папки-передвижки «День Космонавтики».
- Создание совместных работ родителей с детьми на тему «Космос» с целью оформления выставки.
- Семейный просмотр мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты», «Белка и Стрелка», «Незнайка на луне» и др.
- Список произведений о космосе, которые можно прочитать детям дома (приложение 4).
- Наблюдение с детьми за звездами: яркость, размер, Полярная звезда, созвездия.
3 этап – заключительный
-Обработка результатов работы по реализации проекта
- Итоговая тематическая беседа «Что мы теперь знаем о космосе"
- оформление фото выставки детских работ из конструкторов «Космические ракеты» (в фойе детского сада); выставки детских работ в группе сада
- Организация выставки рисунков и поделок «Космос глазами детей»
- Подведение итогов проектной деятельности – презентация «Этот удивительный космос», размещение ее в группе для родителей в сети Интернет –сообщества вк «Звездочки», на сайте ДОУ, личном сайте педагога.
Результаты реализации проекта :
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значении новых слов: космонавт, скафандр, спутник, созвездие, орбита, телескоп, метеорит.
Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса. Родители приняли активное участие вместе с детьми.