Мария Ефимова
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных учреждения, среди тех категорий детей, которые были отнесены к детям с ОВЗ, у детей логопатов отмечаются не только различные нарушения речевого развития, но так же может быть низкий уровень развития памяти, внимания, мышления и воображения, значительное снижен уровень развития мелкой моторики рук.
Проблема развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи является достаточно актуальной. Её значимость определяется:
- во – первых, прямой зависимостью уровня развития речи ребёнка от степени развития тонких движений пальцев его рук;
Публикация «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- во – вторых, тесной связью речевых и двигательных зон в коре головного мозга;
- в - третьих, потребностью ребёнка в реализации двигательной активности.
Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных игровых приемов, так и нетрадиционных приемов и средств в работе с детьми с ОВЗ.
Цель: использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики для преодоления отклонений в речевом развитии детей.
Задачи:
Коррекционно – образовательная:
- формировать познавательную активность и творческое воображение детей;
Коррекционно – развивающие:
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать тактильную чувствительность;
- активизировать речевую деятельность;
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятие;
- воспитывать внимание к обращённой речи;
- развивать самоконтроль за речью.
Технологии реализации задач:
1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок мячика – оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи;
2. Пальчиковый тренинг – самомассаж кистей и пальцев рук с помощью зубной щетки, карандаша, массаж грецкими орехами, шишками, каштанами, крупами, фасолью, горохом, мячами, резиночками для волос. Все это повышает упругость ручной мускулатуры;
3. Игры с разноцветными прищепками и скрепками - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки.
4. Игры со счетными палочками и геометрическими фигурами заключаются в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, развивает логическое мышление, фантазию.
5. Упражнение с пипеткой- для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Всасывание пипеткой воды, развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
6. Упражнение с пинцетом - в емкость пинцетом дети накладывают бусинки, горох, пуговицы. Сортировка мелких предметов. Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок, пуговиц.
7. Помпоны и щипцы
Требуется сложить при помощи щипцов помпоны в емкость, сортировка по цвету.
8. Игры с крышками. Выкладывание крышек по заданному образцу (по цвету, форме).
По результатам итоговой диагностики, после проведения коррекционных занятий, прослеживается эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики. У детей:
— формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность;
— развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение;
— у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма;
— развивается мышечная активность;
— развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга.