Людмила Пономарь
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей второй категории №4 «Светлячок» г. Сальска.
Методическая разработка на тему:
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель Пономарь Л. Н.
Введение
Публикация «Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и рече-двигательного анализаторов.
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
Для детей в младшем дошкольном возрасте (3—4 года) большое значение имеет развитие мелкой моторики рук, у них еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев.
В своей работе я поставила цели:
Улучшение координации и точности движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук;
Улучшение общей двигательной активность;
Содействие нормализации речевой функции;
Несовершенство нервной регуляции движений ведет к их неточности и низкому темпу выполнения различных действий. Поэтому ловкими пальчики малыша станут не сразу, и ребенку в этом необходимо помочь.
Моей задачей стало разработать ряд мероприятий, направленных на работу с природными материалами, нетрадиционными и подручными материалами, пальчиковые игры. Игры не требуют больших затрат, поэтому в развитии ребенка принимают участие воспитатели и родители.
Во время игр на развитие мелкой моторики рук у детей улучшается внимание, зрительное восприятие, память, усидчивость. Формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Во время работы у ребенка уходит напряжение не только в руках – расслабляются мышцы всего тела.
Создается эмоционально комфортная обстановка. У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Движение пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Часто у детей с нарушением работы пальчиков рук – нарушена речь. У них проявляется скованность движений, быстро устают, пропадает интерес к занятиям в детском саду, а в дальнейшем и в школе.
Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые, наклонные, вогнутые, волнистые линии и замкнутые формы.
Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, массаж с помощью мячика Суджок, иппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое).
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться не только речи, но и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным методам относят игры с использованием природного материала.
Природные материалы
Применение природного материала на занятиях по коррекции звукопроизношения, дают наиболее эффективный результат, так как работа с ним очень разнообразна и интересна, дети втягиваются в этот процесс, развивается творческое воображение, повышается уровень развития внимания, наглядно-образного мышления, наблюдательность, память, мелкая моторика руки.
В качестве природного материала можно использовать семена подсолнуха, еловые шишки, кедровые орехи, каштан, желуди, иголки хвойных деревьев, кора, листья клена и березы, семена клена, пшено, фасоль, горох, косточки фруктов и ягод, апельсиновая, мандариновая кожура, песок, вода и т. д. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты своего труда.
Игры с природным материалом включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они:
- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.
- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
- Расширяют словарный запас.
- Помогают в освоении навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
- Позволяют развивать фонематический слух и восприятие.
- Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.
- Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма.
- Снимают мышечную напряженность.
- Расширяют жизненный опыт, передаваемый взрослым в доступной для ребенка форме (принцип доступности информации).
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Очень интересны детям игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей.
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.
Практические занятия с природными материалами
Композиции из семян потребуются следующие материалы и инструменты:
- рамка, голубая ткань;
- плотная белая бумага
- семена тыквы, гречка;
- засушенные листья кукурузы, соломка;
- береста;
- ножницы, краски гуашь, кисточка;
- клей «Титан»;
Подготовьте рамку. Уберите стекло и на картон натяните ткань или приклейте лист цветной бумаги.
Разметьте на твёрдой бумаге круги диаметром 2-3см, 4см, 6-7см и вырежьте их. Я воспользовалась разного размера баночками.
По краю круга нанесите клей «Титан» и приклейте семена тыквы. Получились цветочки.
Смешайте жёлтую краску с небольшим количеством клея ПВА и аккуратно покрасьте лепестки. Дайте высохнуть и нанесите бесцветный лак для ногтей.
Затем хорошо смажьте середину цветка клеем и посыпьте гречкой.
Пока краска на лепестках будет сохнуть, займёмся приклеиванием листьев.
Для веточек возьмите соломинки.
Делаем вазу. Дайте простор своей фантазии. Вазу, например можно сделать: из бумаги, обсыпанной мелкими семенами; из высушенных листьев; из соломки. Мы сделаем её из бересты. Возьмите плотный картон, сложите пополам, нарисуйте вазу и вырежьте.
Формируем букет. Приклейте вазу, затем расположите веточки – соломинки.
Начинайте заполнять букет листьями. Сначала задний план, а затем передний, придавая композиции нужную форму и силуэт. Слегка приглаживайте ладонью листья через бумагу. 2-3 листа оставьте приподнятыми. Это создаст объём.
Приклейте цветы. Крупные располагайте снизу, более мелкие – выше, а бутоны в верхней части букета.
«Весёлые художники»
Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала рисуем сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Можно начать с простых линий или волн. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с пшённой крупой можно использовать ватные палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: домики круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы выровнять поверхность. Можно рисовать буквы и цифры.
Массаж кистей рук можно проводить с использованием еловых и сосновых, шишек, каштанов, персиковых и абрикосовых косточек, проговаривая стихи.
«Волшебный орешек»
Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать.
Мы с орешком поиграем, (в правой руке)
Его с горочки катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем, (в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
В пальцы мы орех возьмём (в правой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
В другую руку мы возьмём (в левой руке)
И немного повернём.
Крепко пальцами держи
И ещё раз поверни.
1, 2, 3, 4, 5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои встряхни,
И немного отдохни!
«Еловая шишка»
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Игры с природным материалом вносят разнообразие в занятия, расширяют кругозор ребёнка, развивают творчество и любознательность.
Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
• формирование познавательной активности и творческого воображения детей;
• развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
• развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
• развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
Пальчиковые игры для детей от года до 6 лет.
Ребенок усвоил «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трехлетние малыши - осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
Четырехлетние дошкольники - могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
Старшим детям - предложено оформить игры разнообразным реквизитом мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками.
Малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.
Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.
Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.
Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.
Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием стихотворения.
Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.
Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.
Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а так же формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.
Заключение
Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще. Слово – название предмета становится словом – понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Если ребенку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщенного понятия «книга» и не будет считать книгами те, которые ему еще не показывали. Напротив, если ребенку не только показывать, но и давать трогать книги, он очень скоро вырабатывает обобщенное понятие, и любая книга для него затем будет «книга».
Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.