оксана кучерина
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В. А. Сухомлинский.
Развитие мелкой моторики очень важно для ребенка, так как на пальцах рук находится большое количество рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Мелкая моторика-это стимул развития памяти, внимательности, логического мышления, а также развития речи. Поэтому мелкую моторику очень важно развивать с раннего возраста. Для того, чтобы удержать внимание ребенка, нужно обратить скучные занятия в игру. При проведении игр у ребенка снимается напряженность, ребенок чувствует себя раскованным и непроизвольно идет к поставленной цели.
Публикация «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников» размещена в разделах
Свою работу по развитию мелкой моторики я построила на опыте работы с детьми дошкольного младшего возраста. В наше время очень большое разнообразие дидактических игр по развитию мелкой моторики : различные шнуровки, пазлы, пирамидки и. т. д. Но несмотря на это разнообразие, присутствует желание сделать что-то необычное, новое и интересное. Поэтому я ввела игры, сделанные своими руками. Например, игра «Найди клад». Дети запускают руку в горох и ищут игрушку, и это не только игра. Преследуется несколько целей:
снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений, пополнение словарного запаса детей (через описание игрушки). Оборудование: емкость, наполненная горохом и фасолью, мелкие игрушки.
Игра «Рыбалочка». Описание:,задача малышей-выловить все резиночки коктейльными трубочками. Игра развивает внимание, меткость, глазомер, мелкую моторику. Оборудование: емкость с водой, резиночки для плетения.
Игра «Покорми поросят». Описание: надо покормить свинку горошком, т. е. в отверстие (ротик) дети толкают по одной горошинке. Эта игра развивает мелкую моторику, глазомер, меткость и внимание. Оборудование: игрушка поросенок (баночка из пластика, гороховая крупа.
Также активно использую элементы пластилинографии, т. е. размазывание пластилина по картинке, или аппликации с элементами пластилинографии. Оборудование: шаблон-картинка и пластилин.
Игра по шаблону «Вместе и врозь». Описание: Ребенок ставит пальчики на дорожку с квадратиками (на первой два квадратика, на следующей строке один). На другой дорожке наоборот (на первой строке один квадратик, на другой строке два)Пальчики перепрыгивают с одной строки на другую по схеме 2,1,2,1…на другой дорожке наоборот 1,2. Игра развивает внимательность, ловкость, координацию. Оборудование: печатные шаблоны.
Работа карандашами «Укрась елочку». Описание: на шаблоне ребята рисуют любые украшения. Игра развивает мелкую моторику, закрепление цвета и умение ориентироваться на листе. Оборудование: шаблоны, цветные карандаши.
Любимое занятие малышей-рисование водой. Описание: дети, рисуя водой кисточками с чистой водой на специальных шаблонах, проявляют разные картинки; высыхая, картинки снова становятся белыми. Это занятие одно из любимых у малышей, при этом у детей формируется навык правильного использования кисти. Оборудование: вода, кисть, шаблоны-заготовки.
Игра «Золушка». Описание: сортировка круп (рис, гречка, горох, сортировка макарон. Игра развивает мелкую моторику, внимательность, усидчивость. Оборудование: крупы разных сортов, макароны разной формы и емкость с ячейками.
Игра «Веселые пуговки». Описание: сортировка пуговиц по величине и цвету. Цель: развитие внимания, мелкой моторики, закрепление и изучение величины и цвета. Оборудование: пуговицы разной величины и цвета.
Игра «Орешки для Золушки». Описание: перекладывание грецких орехов щипцами из одной емкости в другую. Развивает моторику, внимание, координацию движений. Оборудование: щипцы, грецкие орешки и емкость для орешков (орешки можно заменить маленькими мячиками).
Игра «Прищепки». Описание: ребенок цепляет к шаблону прищепки. Игра развивает мелкую моторику, координацию движений. Оборудование: прищепки и шаблоны.
Игра «Крышки». Описание: по шаблону дети выкладывают рисунок, используя разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Эта игра способствует не только развитию мелкой моторики, но и изучению и закреплению цвета и формы. Оборудование: крышки от пластиковых бутылок и карточки с нанесенными рисунками.
Игра: «Палочка-выручалочка». Описание: дети по шаблону выкладывают фигуры из палочек. Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев. Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т. д., образец узора.
Игра «Конструктор». Описание: по схеме конструируются различные модели. Цель: развитие мелкой моторики, формирование математических способностей, развитие усидчивости и логического мышления. Оборудование: палочки, пластилин, карточки (схема-образец).
«Волшебная палочка». Оборудование: на шпатель надеваются резиночки для плетения. Цель: развитие глазомера, мелкой моторики, усидчивости. Оборудование: резиночки для плетения, шпатели.
Игр на развитие мелкой моторики очень много, и придумать их можно великое множество, подключив свое воображение. Но одно из важных правил, которое нужно учесть- это индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.