Ольга Фомичева
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи дошкольников «В царстве Нептуна»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в подготовительной к школе группе
Тема «В царстве Нептуна»
Цель - совершенствование грамматического строя речи : образование и употребление существительных в форме множественного числа, родительном падеже, притяжательных прилагательных.
Задачи:
1)Обобщение и систематизация знаний детей об обитателях водного мира.
2)Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме.
3) Развитие грамматически правильной речи.
4)Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи дошкольников „В царстве Нептуна“» размещена в разделах
- В царстве Нептуна. Конспекты занятий
- День Нептуна. Сценарии летних развлечений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
5)Развитие познавательных процессов дошкольников (памяти, мышления, внимания, воображения, речи).
6)Воспитание активности, инициативности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: СД-диск «Симфония китов», конверт с заданиями, картинки с изображением обитателей водного мира по количеству детей, альбом «Мир природы», контейнеры с буквами и фишками для звукового анализа.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Воспитатель просит детей закрыть глазки и послушать удивительную запись (используется СД-диск «Симфония китов»).
Воспитатель задает вопросы:
- Как вы думаете, где это мы находимся?
- Кто издает такие странные звуки?
- Это большое или маленькое существо?
- В каком царстве оно живет?
Дети слушают запись, а потом озвучивают свои идеи. Называют животных и рыб, живущих в море.
II. Этап подготовки к усвоению новых знаний.
Воспитатель говорит детям, что все они оказались в царстве Нептуна и предлагает назвать обитателей моря, которых дети знают.
Дети называют жителей морей и океанов.
III. Этап изучения нового материала.
Воспитатель просит детей разделиться на две команды. Каждая команда получает карточку с изображением морского животного, например: дельфин и осьминог.
Каждая команда должна придумать название и девиз.
Обыгрывается конкурс приветствия команд.
Воспитатель выдает каждой команде (по числу игроков) карточки с изображением морских животных и рыб. Игрок должен назвать изображение и указать количество слогов в слове. Например, кит – 1 слог; медуза – 3 слога и т. п.
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Игра «Комплимент»
Воспитатель показывает карточку с изображением морского жителя. Например: акула, пингвин, дельфин.
Команды должны сделать как можно больше комплиментов этому животному. Комплименты говорятся по очереди игроками из разных команд. Побеждает команда, игроки которой сделали последний комплимент.
Например: Акула, какая? – серебристая, хищная, зубастая и т. д.
Пингвин, какой? – неуклюжий, ловкий, красивый и т. д. Дельфин, какой? – большой, миролюбивый, общительный, игривый и др.
Игра «Кого в океане много?»
Воспитатель сообщает детям, что Нептун захотел пересчитать своих подданных и предлагает сыграть в игру «Кого в океане много?»
Воспитатель показывает карточку с изображением животного (рыбы, а дети называют это слово во множественном числе, в родительном падеже.
Например: много кого? Китов, моржей, черепах и т. д.
За правильный ответ команда получает фишку. Выслушиваются ответы детей по очереди, из разных команд.
Игра «Море волнуется раз…» (физкультминутка)
Игра «Составь схему слова».
Воспитатель сообщает детям, что Нептун приготовил для команд сложное задание. Нужно составить схему слова, которым названа детская команда.
Каждая команда составляет звуко-буквенную схему своего слова. По завершению задания, команды проверяют друг друга. Команда, правильно составившая схему, получает фишку.
Игра «Чье? Чья? Чьи?»
Воспитатель сообщает детям, что пока они играли, в море прошел шторм, вода стала мутная и предлагает определить «Чье? Чья? Чьи?»
Дети образуют притяжательные прилагательные от существительных, которые называет воспитатель. Например: хвост рыбы – рыбий, чешуя рыбы – рыбья, ус кита – китовый и т. д. За правильный ответ команда получает фишку.
IV. Закрепление новых знаний.
Команды подсчитывают количество фишек, определяется команда победителей. Члены команды победителей рассказывают, какое задание Нептуна им понравилось больше всего.
V. Подведение итогов.
Воспитатель подводит итог занятия, напоминает, что сегодня они побывали в царстве Нептуна, поиграли с такими животными как: кит, дельфин, морской конек, пингвин, тюлень, морской котик и т. п. Благодарит детей за работу.
Список литературы
1. Арутюнова Н. Д. О понятии системы словообразования // Филологические науки. – 2011. - № 2. – С. 34-39.
2. Бородич А. М. Методика развития речи. – М. : Высшая школа, 2014.
3. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – М. : Айрис-пресс, 2000.
4. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопедов / [В. И. Селиверстов и др. ]- М. : Лабиринт, 2013.