Оля Зябрева
План-конспект индивидуального логопедического занятия «В гостях у Лолы и Ромы». Дифференциация звуков [л]-[р]
▼ Скачать + Заказать документы
План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему : «Дифференциация звуков [л]-[р]»
Цели занятия :
• уточнить артикуляцию звуков [л], [р];
• закреплять правильное произношение звуков [л], [р];
• учить различать эти звуки на слух;
• развивать фонематический слух;
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Темочки
• повторить родовые отличия имен существительных;
• закреплять умения согласовывать существительные с числительными.
I. Орг. момент
- Посмотри внимательно на картинки. Сегодня я познакомлю тебя с братом и сестрой – Лолой и Ромой. Эти дети очень любят играть, поэтому они приглашают нас к себе в гости поиграть.
Но перед тем как отправиться, я расскажу тебе один секрет. У каждого из них есть любимая буква. Отгадай, что это за буквы и кому из детей они нравятся.
Стер с бумаги ластик наш
Все, что сделал карандаш,
А чернила не сумел –
Превратился в букву…
Ответ: Буква Л
Мчится в космосе ракета,
Обгоняя скорость света,
За парсеками парсек
Грузовой везет отсек:
В нем рахат-лукум и рис,
Репа, редька и редис,
Миксер, кондиционер –
Все с ракетной буквой…
Ответ: Буква Р
Ребенок отгадывает загадки.
). Правильно. Почему? (потому что её имя начинается на этот звук).
А кому нравиться звук [р]? (Роме, потому что его имя начинается на звук [р]).
Эти дети приготовили нам много интересных заданий.
- С какого звука начинается имя девочки? [л]
- С какого звука начинается имя мальчика? [р]
- Сегодня мы будем учиться различать эти два звука.
II. Основной этап
Уточнение артикуляционных укладов.
- Покажем Лоле, как мы умеем «гудеть». Губы в положении улыбки, кончик языка упирается в верхние зубы или бугорки за верхними зубами. Зубы расположены близко друг к другу. Воздух проходит по бокам языка.
- Теперь, «порычим» для Ромы. Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает ложечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит.
- Посмотри на картинку. Веди пальцем по линии. Когда будешь подниматься вверх нужно издавать звук мотора самолета [р], а когда опускаться вниз – звук парохода [л]. Поставь пальчик на начало путешествия.
Артикуляционная гимнастика.
Лопаточка», «Грибок», «Лошадка» «Гармошка»
Дыхательная гимнастика»
Сделаем глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. (дуем на ракету)
Работа на уровне слога.
- Лола очень любит яблоки. Когда она собирает яблоки, то поет свою песенку: «Ла-ла-ла», «ло-ло-ло», «лу-лу-лу, «лы-лы-лы». Давай соберем яблоки вместе с Ладой. Ставим пальчики на рисунок, шагаем по яблочкам, напевая песенку.
- Рома очень любит груши. Когда он собирает их, то поет свою песенку: «Ра-ра-ра», «ро-ро-ро», «ру-ру-ру», «ры-ры-ры». Давай соберем груши вместе с Ромой.
Работа на уровне слова.
- Лада и Рома очень любят играть вместе. Сегодня они опять перепутали все свои вещи. Помоги ребятам разделить их. Вещи Лады начинаются со звука [л], а вещи Ромы со звука [р].
- Какие вещи возьмет себе Лада? (лось, лошадь, лук, лодка, лопата).
- Какие вещи возьмет себе Рома? (рога, ручка, рыба, ракета, рак).
- Назови картинку, которой мы можем сказать: «Он мой» (лось, лук, рак)
- Назови картинки, которым мы можем сказать: «Она моя» (ручка, рыба, лошадь, ракета, лодка, лопата)
- Есть ли здесь картинки, которым мы скажем: «Оно мое»? (нет)
- Каким картинкам мы скажем: «Они мои?» (рога)
Работа на уровне словосочетания. Игра «Посчитай»
У наших героев очень много игрушек и они любят делиться ими со своими друзьями. Давай посчитаем, сколько игрушек у Лады и Ромы. Чтобы тебе было легче считать, указывай пальчиком на цифры. (одна лодка, две лодки, ,пять лодок)
• Рома и Лола любят путешествовать. Летим по облакам «Назови картинки со звуками р-л» (Закрываем марблсами картинки)
• На этом самолете они полетели в сказочный лес. Там они встретили животных.
• Лола увидела животных, в названии которых есть звук Л.
• А Рома увидел животных со звуком Р в названии.
• Кого увидела Лола? Кого увидел Рома?
• Рома и Лола сели в самолет и полетели дальше. Попали они в жаркую страну. Там они встретили животных, которые живут в жарких странах.
• Лола увидела животных, в названии которых есть звук Л.
• А Рома увидел животных со звуком Р в названии.
• Кого увидела Лола? Кого увидел Рома?
• Рома и Лола снова отправились в путешествие и прилетели на северный полюс, где всегда зима. Какие животные понравились Роме, как ты думаешь? А какие Лоле? Правильно произноси звуки!
• Рома и Лола очень соскучились по своему дому. Они сели в самолет и полетели домой. А дома их ждали любимые игрушки. Рома играл с игрушками на звук Р. С какими игрушками будет играть Рома?
• Рома и Лола очень проголодались. В столовой они заказали свою любимую еду. Что кушал Рома? Что кушала Лола?
Дифференциация звуков «Р» и «Л» в словосочетаниях. Образование относительных прилагательных «Назови, какой сок?»
Сок из яблок — яблочный
. груш — грушевый
. персиков — персиковый
. гранатов — гранатовый
…винограда – виноградный
Работа на уровне предложения.
Посмотри, какие картинки нарисовали Лола и Рома. Попробуй придумать к ним интересные предложения. Например: корова-молоко. Корова дает молоко. (Рыбка плавает в пруду). На ромашке сидит пчела. (Самовар поставили на стол)
III. Итог занятия - С какими звуками мы сегодня играли? [л] и [р]
- Вспомним 5 слов, в которых есть звук [л] и 5 слов, в которых есть звук [р].
• Вот и закончились путешествия Лолы и Ромы! (Сюрпризный момент)