Гузель Фахриева
Развитие манипулятивной и двигательной деятельности, готовности к изобразительной, конструктивной деятельности у детей с НОДА
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с НОДА формирование процессов восприятия задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительном, слухового и, в первую очередь, двигательно-кинестетического анализаторов. В связи с двигательной недостаточностью у детой ограничена манипулятивнопредметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь.
Темочки:
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- НОДА, ДЦП. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Поэтому для коррекции и развития тонких координированных движений рук требуется специальная целенаправленная работа. Применение игр. Заданий и упражнений на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Задания и упражнения должны носить игровой, системный, последовательный и познавательный характер. Любое действие надо проговаривать вместе с ребёнком, сообщать ему название предмета и его назначение. Для укрепления и развития детской руки и координации движений можно выполнять упражнения и действия с предметами (расстёгивание и застёгивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов)
На занятиях изобразительной деятельностью с детьми, необходимо решать следующие задачи: развивать мелкую моторику руки ; формировать правильное восприятие формы, величины, цвета и умение передать их в изображении; формировать правильное восприятие пространства, формировать целостное восприятие предмета и добиваться его отражения средствами изобразительной деятельности (рисованием, лепкой, аппликацией);
Необходимо выделить виды деятельности, наиболее способствующие решению коррекционных задач. К таковым можно отнести аппликацию, лепку, трафарет.
Обучение необходимо начинать с простейших изобразительных упражнений, в этот период дети знакомятся с основными материалами (карандаши, краски, бумага) и орудиями изобразительной деятельности (карандаш, кисти). Одновременно они осваивают элементарные технические умения: учатся правильно держать карандаш, кисть, Очень важно включать в занятия упражнения по развитию мышечно-суставного чувства. Например, ребенок показывает, как он правильно держит карандаш, а затем воспитатель просит его без зрительного контроля придать пальцам положение, соответствующее удержанию карандаша. На этом этапе обучения важная роль отводится использованию приема пассивных движений воспитатель вкладывает в руку ребенка карандаш (можно фломастер) и «рисует» его рукой.
Хороший результат дает сотворчество между воспитателем и ребенком: воспитатель в ходе тренировочного рисования изображает тучу, а ребенок — дождь; воспитатель — машину, а ребенок — след от нее. Ребенку предоставляется та часть задания, которую он может выполнить. Это дает возможность развить малейший успех ребенка, создать мотивацию для дальнейших самостоятельных действий. На занятиях изобразительной деятельностью необходимо особое внимание уделять восприятию и изображению форм предметов (круг, овал, четырехугольник и т. д.). Зрительный образ предмета закрепляется на занятиях аппликацией, лепкой. Прежде чем учить дошкольника ориентироваться на плоскости листа бумаги, необходимо в игровой ситуации ознакомить их с основными пространственными понятиями. Участвуя совместно с воспитателем в перемещении игрушек, дети познают такие понятия, как «вверху», «внизу», «справа», «слева». Целенаправленные занятия изобразительной деятельностью являются важнейшим средством эстетического воспитания, особая роль которого обусловливается социальной изоляцией детей и бедностью их представлений об окружающем мире.
Важно, чтобы занятия рисованием, лепкой и другими видами изобразительной деятельности служили элементом коррекционноразвивающего обучения и способствовали в дальнейшем социально-трудовой адаптации этой категории детей.
Обучение конструированию Испытываемые детьми с ДЦП затруднения в конструировании связаны с нарушениями пространственного восприятия. Обучение рекомендуется начать с конструирования по образцу, составленному из частей. Эта методика включает несколько этапов. На первом этапе необходимо ознакомить ребенка со строительным материалом, обучить его простым конструктивным действиям, пользуясь деталями одинаковой величины и формы, обучить планомерному обследованию образцов и деталей постройки, словесному обозначению пространственных отношений предметов («рядом», «на», «над», «под», «около», «сзади», «спереди» и т. д.). Педагог строит образец и сопровождает свои действия словами, обращая внимание ребенка на расположение деталей, а затем предлагает ему воспроизвести постройку. Количество предлагаемых заданий зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его подготовленности. Второй этап — «конструирование по нерасчлененному образцу». Детей обучают планомерному рассматриванию образцов, эффективным способам конструирования с использованием развернутых действий с деталями (прикладывание их к образцам); учат пользоваться пространственными и метрическими признаками предметов в процессе конструирования; составлять геометрические фигуры, учитывая форму и величину деталей; обогащают словарный запас ребенка специальной пространственной терминологией («квадрат», «прямоугольник», «ромб» и т. д.).На третьем этапе занятий ребенку предлагается свободное конструирование, когда он может самостоятельно использовать усвоенные им приемы обследования и исполнения.
Затруднения, которые испытывают дети при формировании графических навыков, обусловлены двигательным дефектом, а также состоянием неречевых процессов (внимания, памяти, произвола ной деятельности, зрительно-моторной координации и др.). В связи с этим необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо выделить время для специальных занятий по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма. Степень выраженности двигательного дефекта у детей различна, и, следовательно, различны возможности манипулятивной деятельности рук, поэтому в первые дни пребывания в образовательном учреждении педагогу вместе с врачом и инструктором ЛФК необходимо обследовать ребенка и выявить уровень готовности к обучению технике письма. Следует получить представление о каждом ребенке, определить конкретные коррекционные задачи и разработать план совместной работы дефектолога, воспитателя и инструктора ЛФК, только при этом условии возможна успешная работа по формированию графомоторной функции. Для детей, которые при письме пользуются левой рукой, необходимо дополнительное обследование врача невропатолога и ортопеда, дающих заключение о том, какой рукой следует в дальнейшем учить писать ребенка. Для тех, кто в силу двигательного нарушения не может научиться самостоятельно писать (дети с тяжелой степенью поражения верхних конечностей при спастической диплегии и гиперкинетической форме ДЦП, особенно важна компьютеризация процесса обучения письму, так как овладение работой на компьютере позволяет совершенствовать навыки письменной речи, дает возможность полноценного обучения, тренирует память, создает эмоционально положительный настрой, облегчает контроль педагога за уровнем знаний. В случае отсутствия компьютера хорошие результаты дает обучение печатанию на пишущей машинке. Работа по формированию графических навыков письма тесно связана с коррекцией двигательных нарушений ребенка. Обучение письму начинается с обследования возможностей овладения графическим навыком письма. Важным этапом работы является обучение ребенка адекватной позе во время письма. При этом необходимо решать следующие задачи: подбор позы и «рефлекс-запрещающих» позиций, при которых нарушения мышечного тонуса и интенсивность гиперкинезов были бы минимальными; применение специальных приспособлений для фиксации конечностей и головы ребенка; отработка общей позы при письме и обучение среднему положению головы, поворотам и наклонам при строго определенном положении рук; развитие зрительного контроля за движением рук в разных направлениях. Подготовка руки к письму включает: обучение различным движениям пальцев рук, одновременным движениям пальцев рук и кисти; воспроизведение и тренировку изолированных движений пальцев рук и кисти; формирование правильного дифференцированного захвата предметов в зависимости от их размера, упругости, веса и других качеств; развитие свободного движения правой руки при удержании предмета и в процессе различных манипуляций с ним; «письмо» указательным пальцем, смоченным и краске, в альбоме; проведение комплекса гимнастических упражнений для развития движений рук. Обучение правильному способу удержания карандаша, ручки или подбор индивидуального способа удержания ручки (если правильный способ невозможен из-за тяжелых нарушений манипулятивных функций) предполагает: обучение принятию позы руки и пальцев, имитирующей удержание ручки; формирование правильного захвата ручки, лежащей на парте, и принятие положения для письма; расслабление и напряжение пальцев, в то время как они удерживают ручку и сохраняют правильную позицию; упражнения по развитию свободных движений пальцев при удерживании ручки. Формирование движения карандашом или ручкой при письме включает: обучение контролю зрением за движением рук методом многократного повторения (развитие зрительно-моторной координации); развитие изолированных движений правой (пишущей) руки. В занятия по обучению письму необходимо ввести работу по формированию навыка оптико-пространственной ориентировки. Она включает: формирование пространственной ориентировки на листе бумага, маркировку (отметку) начала письма — левого верхнего угла листа, выработку автоматизированных движений слева направо путем рисования дорожек, ленточек и пр., «письмо» рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения, автоматизацию движений слева направо путем написания дорожек мокрым пальцем на грифельной доске. Для формирования графомоторных навыков на занятиях необходимо проводить обучение штриховке и обводке. Дети с тяжелыми нарушениями манипулятивных функций, которые не могут овладеть письмом с помощью ручки, могут научиться печатать на пишущей машинке или компьютере.