Людмила Белых
Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС
▼ Скачать +Заказ
ДОКЛАД
На тему: «Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей, имеющих расстройство аутистического спектра»
Здравствуйте, уважаемые участники конференции!
Я являюсь педагогом в сельской общеобразовательной школе. Имею дипломы «Воспитателя, руководителя изобразительной деятельности», «Преподавателя детской психологии», «Тьютор в образовательной организации», «Логопеда с дополнительной специальностью дефектолога». А еще я являюсь мамой особого ребенка. Много из того, что я скажу - вам хорошо известно.
Публикация «Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2018
С каждым годом, количество детей, которым официально устанавливается диагноз «аутизм» неуклонно растет не только во всем мире, но также и в России. Даже для моего населенного пункта, это, к сожалению, уже не единичный случай.
Как вам известно, аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все эти признаки, как правило, начинают проявляться до трех лет.
Важно отметить, что данная категория детей может иметь разный уровень умственного развития и разные проблемы с поведением, что, безусловно, должно учитываться в процессе выбора траектории обучения каждого отдельного ребенка.
Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех проблемах, с которыми сталкиваются специалисты сферы образования при воспитании и обучении тех детей с аутизмом, которые имеют наиболее тяжелую степень задержки в развитии.
Как правило, такие дети с аутизмом не пользуются речью, как средством общения; плохо понимают обращенную речь; не воспринимают социальное внимание (похвалу и порицание) как социально-значимое для них поощрение или наказание; убегают из-за стола при попытках их обучения в структурированной среде; не подчиняются общим социальным правилам в группе; требуют многократного повторения одного и того же действия для успешного освоения нового навыка; проявляют агрессию по отношению к окружающим или самому себе; часто проявляют стереотипное поведение (вокализация, движения туловища, рук, головы и т. д); имеют повышенное восприятие к сенсорным раздражителям (звуку, запаху, свету)
Всё вышеперечисленное, безусловно, затрудняет процесс обучения деток-аутистов. Тем не менее, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с аутизмом имеют право на образование в специальных условиях, которые при их создании со стороны образовательной организации могут принести максимальную пользу таким детям.
Хочется напомнить, что Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков. Таким образом, интересы любого ребенка и его семьи в процессе воспитания и обучения являются главенствующими, а приобретаемые в процессе образования знания, умения и навыки должны быть направлены в первую очередь на удовлетворение важнейших функциональных потребностей ребенка.
Функциональные же потребности ребенка с аутизмом, имеющего тяжелые нарушения в развитии состоят не только в освоение академических навыков, но, в первую очередь, в обучении его социальным и бытовым навыкам на том уровне, который является минимально необходимым для самостоятельного проживания в обществе (навык общения, навык самообслуживания, навык нахождения ребенка с аутизмом в группе сверстников).
Если ребенок с аутизмом к моменту поступления в школу не обладает этими навыками, то его обучение академическим навыкам в образовательной организации не является для этого ребенка функциональными навыками.
При выборе навыков для обучения специалисты образовательной организации должны исходить не только из необходимости соблюдения ФГОСов и образовательных программ, но в первую очередь в рамках адаптированной образовательной программы обучения, обучать ребенка тем навыкам, которые для него на данном этапе являются наиболее функциональными, т. е. направлены на улучшение качества его жизни дома и в обществе.
Устраивая своего ребенка в школу, я столкнулась со следующими проблемами:
1. Отсутствие квалифицированных специалистов в сфере образования, которые имеют успешный опыт воспитания и обучения детей с аутизмом, знают и умеют, как нужно правильно работать с такими детьми.
2. Педагоги зачастую выбирают не те функциональные цели, которые необходимы ребенку в данный момент, а те которые им кажутся более уместными и соответствуют утвержденной программе обучения.
3. Планировка учебного процесса в образовательной организации не предполагает наличие необходимых для эмоциональной разгрузки детей с аутизмом так называемых сенсорных зон, где дети могли бы немного отдохнуть или заняться любимыми делами.
4. В образовательных организациях не созданы необходимые специальные условия для образования детей с аутизмом, учитывающие особенности восприятия окружающего мира детьми с аутизмом.
5. Отсутствует единая система учета детей с аутизмом и их образовательных потребностей.
Учитывая перечисленные выше проблемы, я считаю, что в образовательных организациях должны быть созданы специальные эффективные условия воспитания и обучения детей с аутизмом.
• Формирование единой постоянно действующей системы учета и мониторинга детей с аутизмом на всей территории Российской Федерации, которым будут оказываться оказываться в будущем или уже оказываются образовательные услуги.
• Долгосрочная программа плановой специальной переподготовки воспитателей, учителей, узких специалистов по освоению эффективных научно-подтвержденных методик.
• Создание специальных групп (в ДОУ) и классов (в школе) в соответствии с требованием СанПин (наполняемость)
• Введение в штат образовательной организации должности тьютора или ассистента (на основании рекомендаций ПМПК)
В заключение хочу обратить внимание на то, что во всем мире, родители детей с аутизмом были вынуждены сами учиться новым эффективным методикам коррекции аутизма и активно участвовать в создании для таких детей специально организованной среды. Именно поэтому нам, как педагогам, необходимо очень внимательно прислушиваться к мнению родителей по вопросам образования для детей с аутизмом и выбору эффективных образовательных методик обучения.
И помните, уважаемые педагоги, необучаемых детей нет, бывают неэффективные методики.