МААМ-картинки

Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС

Людмила Белых
Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС
▼ Скачать +Заказ

ДОКЛАД

На тему: «Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей, имеющих расстройство аутистического спектра»

Здравствуйте, уважаемые участники конференции!

Я являюсь педагогом в сельской общеобразовательной школе. Имею дипломы «Воспитателя, руководителя изобразительной деятельности», «Преподавателя детской психологии», «Тьютор в образовательной организации», «Логопеда с дополнительной специальностью дефектолога». А еще я являюсь мамой особого ребенка. Много из того, что я скажу - вам хорошо известно.

Публикация «Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС» размещена в разделах

С каждым годом, количество детей, которым официально устанавливается диагноз «аутизм» неуклонно растет не только во всем мире, но также и в России. Даже для моего населенного пункта, это, к сожалению, уже не единичный случай.

Как вам известно, аутизм – это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все эти признаки, как правило, начинают проявляться до трех лет.

Важно отметить, что данная категория детей может иметь разный уровень умственного развития и разные проблемы с поведением, что, безусловно, должно учитываться в процессе выбора траектории обучения каждого отдельного ребенка.

Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех проблемах, с которыми сталкиваются специалисты сферы образования при воспитании и обучении тех детей с аутизмом, которые имеют наиболее тяжелую степень задержки в развитии.

Как правило, такие дети с аутизмом не пользуются речью, как средством общения; плохо понимают обращенную речь; не воспринимают социальное внимание (похвалу и порицание) как социально-значимое для них поощрение или наказание; убегают из-за стола при попытках их обучения в структурированной среде; не подчиняются общим социальным правилам в группе; требуют многократного повторения одного и того же действия для успешного освоения нового навыка; проявляют агрессию по отношению к окружающим или самому себе; часто проявляют стереотипное поведение (вокализация, движения туловища, рук, головы и т. д); имеют повышенное восприятие к сенсорным раздражителям (звуку, запаху, свету)

Всё вышеперечисленное, безусловно, затрудняет процесс обучения деток-аутистов. Тем не менее, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дети с аутизмом имеют право на образование в специальных условиях, которые при их создании со стороны образовательной организации могут принести максимальную пользу таким детям.

Хочется напомнить, что Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков. Таким образом, интересы любого ребенка и его семьи в процессе воспитания и обучения являются главенствующими, а приобретаемые в процессе образования знания, умения и навыки должны быть направлены в первую очередь на удовлетворение важнейших функциональных потребностей ребенка.

Функциональные же потребности ребенка с аутизмом, имеющего тяжелые нарушения в развитии состоят не только в освоение академических навыков, но, в первую очередь, в обучении его социальным и бытовым навыкам на том уровне, который является минимально необходимым для самостоятельного проживания в обществе (навык общения, навык самообслуживания, навык нахождения ребенка с аутизмом в группе сверстников).

Если ребенок с аутизмом к моменту поступления в школу не обладает этими навыками, то его обучение академическим навыкам в образовательной организации не является для этого ребенка функциональными навыками.

При выборе навыков для обучения специалисты образовательной организации должны исходить не только из необходимости соблюдения ФГОСов и образовательных программ, но в первую очередь в рамках адаптированной образовательной программы обучения, обучать ребенка тем навыкам, которые для него на данном этапе являются наиболее функциональными, т. е. направлены на улучшение качества его жизни дома и в обществе.

Устраивая своего ребенка в школу, я столкнулась со следующими проблемами:

1. Отсутствие квалифицированных специалистов в сфере образования, которые имеют успешный опыт воспитания и обучения детей с аутизмом, знают и умеют, как нужно правильно работать с такими детьми.

2. Педагоги зачастую выбирают не те функциональные цели, которые необходимы ребенку в данный момент, а те которые им кажутся более уместными и соответствуют утвержденной программе обучения.

3. Планировка учебного процесса в образовательной организации не предполагает наличие необходимых для эмоциональной разгрузки детей с аутизмом так называемых сенсорных зон, где дети могли бы немного отдохнуть или заняться любимыми делами.

4. В образовательных организациях не созданы необходимые специальные условия для образования детей с аутизмом, учитывающие особенности восприятия окружающего мира детьми с аутизмом.

5. Отсутствует единая система учета детей с аутизмом и их образовательных потребностей.

Учитывая перечисленные выше проблемы, я считаю, что в образовательных организациях должны быть созданы специальные эффективные условия воспитания и обучения детей с аутизмом.

• Формирование единой постоянно действующей системы учета и мониторинга детей с аутизмом на всей территории Российской Федерации, которым будут оказываться оказываться в будущем или уже оказываются образовательные услуги.

• Долгосрочная программа плановой специальной переподготовки воспитателей, учителей, узких специалистов по освоению эффективных научно-подтвержденных методик.

Создание специальных групп (в ДОУ) и классов школе) в соответствии с требованием СанПин (наполняемость)

• Введение в штат образовательной организации должности тьютора или ассистента (на основании рекомендаций ПМПК)

В заключение хочу обратить внимание на то, что во всем мире, родители детей с аутизмом были вынуждены сами учиться новым эффективным методикам коррекции аутизма и активно участвовать в создании для таких детей специально организованной среды. Именно поэтому нам, как педагогам, необходимо очень внимательно прислушиваться к мнению родителей по вопросам образования для детей с аутизмом и выбору эффективных образовательных методик обучения.

И помните, уважаемые педагоги, необучаемых детей нет, бывают неэффективные методики.

Публикации по теме:

Консультация «Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» Тема: «Создание специальных образовательных Условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» (Публикация. Российский.

Фотоотчет о проведении методической недели «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ»Фотоотчет о проведении методической недели «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ» "Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ". С таким названием прошла методическая неделя в нашем ДОУ. В мероприятии.

Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Отчёт по самообразованию Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Выстраивание модели образовательного пространства.

Необходимость сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание необходимо для полноценного развития ребенка. Во многом успешность человека в будущем, его умственное, физическое,.

План методической недели «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ» ПЛАН мероприятий МБДОУ «Детский сад №___», проводимых в рамках областной методической недели «Создание условий для эффективной организации.

Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в.

Опыт работы «Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов» Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в специальных условиях для получения полноценного дошкольного образования.

Создание условий для патриотического воспитания детейСоздание условий для патриотического воспитания детей Создание условий для патриотического воспитания детей Как формируется патриотизм у дошкольников? Первые чувства гражданственности и патриотизма.

Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной.

Выступление на родительском собрании «Задачи воспитания и обучения» в подготовительной к школе группе Задачи воспитания и обучения в подготовительной к школе группе По основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 16:43
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Необходимость создания эффективных специальных условий в школе для воспитания и обучения детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Белых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД