Галина Добрякова
Опыт работы «Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды нуждаются в специальных условиях для получения полноценного дошкольного образования.
В нашем детском саду создана безбарьерная «добрая среда» для эффективной реализации ФГОС ДО с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
- безбарьерный доступ в здание и перемещение внутри учреждения;
- развивающая предметно-пространственная среда, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем;
Публикация «Опыт работы „Создание специальных условий для обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования, коррекции и развития детей с проблемами здоровья.
Доступная среда МБДОУ Детский сад №112 начинается с входа в здание. Вход расположен максимально к уровню земли. На входной двери установлена кнопка вызова персонала для оказания помощи родителям (законным представителям) дошкольников с ОВЗ, детей-инвалидов. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ предоставляется сопровождающее лицо.
По коридорам, лестницам, лестничным проемам детского сада установлены поручни для опоры передвигающихся дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Полы в тренажерном зале, зале ЛФК, в коридорах первого и второго этажа покрыты противоскользящим покрытием.
Приобретено специализированное оборудование для передвижения детей.
Для детей с ДЦП приобретено следующее оборудование:
ортопедические стулья;
ветрикализатор для детей, для того чтобы ребенок во время занятия мог принять правильное положение тела.
При необходимости ребенку – инвалиду назначается сопровождающее лицо.
В учреждении оборудованы специальные помещения :
Музыкальный зал,
оснащенный музыкальными инструментами, аудио и видео аппаратурой, а также детскими музыкальными инструментами. В зале установлены поручни, для занятий с детьми, нуждающихся в дополнительной поддержке.
Спортивный зал и зал ЛФК
оснащены в полном объеме как стандартным, так и нестандартным спортивным оборудованием.
Тренажёрный зал
оборудован простыми и сложными тренажерами:
«Беговая дорожка», «Подъем по ступеням», «Наездник», «Nova» «Степпер», «Floor surfer», специальное реабилитационное транспортное средство «Ангел - соло», балансировочная доска «Сова- нянька».
Комната по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма,
в которой собран дидактический материал для изучения правил дорожного движения: дорожные знаки, настольные игры, конструкторы, художественная и методическая литература, машинки, велосипеды и другое.
Игровая комната
оборудована игровым материалом для свободной деятельности детей
Кабинет коррекционно-развивающего обучения,
оснащенный материалами для коррекционной работы с детьми по снятию эмоционального напряжения, по работе с гиперактивными детьми, по развитию социальных навыков у дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов.
Кабинет учителя-логопеда, учителя-дефектолога
оснащены материалами и оборудованием для подгрупповой и групповой индивидуальной коррекции звукопроизношения, развития всех компонентов устной речи и предпосылок обучения грамоте, для коррекции психического и познавательного развития.
Для успешной социализации, знакомства с профессиями дошкольников с ОВЗ и детей- инвалидов имеется комната для сюжетно-ролевой игры.
В учреждении оборудована прогулочная веранда,
которая оснащена необходимым оборудованием, в том числе поручнями, для прогулок с детьми с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от погодных условий.
Развивающая предметно-развивающая среда
в группах оснащена средствами обучения и воспитания в соответствии с возрастным и индивидуальными возможностям детьми и соответствует содержанию адаптированной основной образовательной программы и отражает образовательные области.
Трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональная, разнообразная, что обеспечивает возможность использования предметной среды в различных видах детской деятельности.
Соблюдается принцип доступности и безопасности, обеспечивается свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям для всех основных видов детской активности.
На территории детского сада оборудованы 5 прогулочных участков с верандами, на которых имеются помещения для игрушек. Установлено следующее спортивное и игровое оборудование.
Для охраны и укрепления здоровья детей – инвалидов и детей с ОВЗ в учреждении имеются медицинский блок, где оказываются физиопроцедуры по назначению лечащего врача. В ДОУ реализуется программа «Здоровье».
Педагог-психолог и музыкальный руководитель разработали и реализуют программу «Лучики здоровья» - это цикл авторских занятий, направленных на снятие эмоционального напряжения дошкольников с ОВЗ, на формирование представлений о мире человека, развитие коммуникативных качеств.
Образовательно-коррекционный процесс оснащен специальными современными техническими средствами обучения :
- коррекционные интерактивные комплексы «Тимокко»,
- программный комплекс «Специальные образовательные средства 2.4+»,
-программное обеспечение «Речевой комплекс БОС»,
- специальное оборудования для коррекции психических процессов.
Поддержка и развитие индивидуальных способностей и одаренности детей с проблемами здоровья осуществляется посредством кружковой деятельности: Кружок «Неболейка» гимнастика с элементами ЛФК, Кружок «Веселая логоритмика», Фитбол гимнастика, Театральная студия.
Родители являются активными участниками образовательного процесса.
В нашем детском саду, помимо традиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников, создан и функционирует родительский клуб «Счастливый ребенок». Цель которого - просвещение родителей (законных представителей) в вопросах дошкольной педагогики, детской психологии, особенностях физического развития дошкольников на конкретных примерах (лектории, дискуссии, игры, упражнения, конкурсы, праздники, презентации и пр.).
В МБДОУ Детский сад №112 функционирует консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей, не посещающих дошкольное учреждение. Цель – оказание консультативной помощи родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития детей в раннем возрасте, в том числе с ОВЗ и детей-инвалидов.
Для успешной социализации дошкольников в нашем учреждении разработан и начинает реализацию проект «Мир без границ», цель которого - внедрение активных форм работы, позволяющих организовать взаимодействие и равноправное общение, развитие и формирование познавательного, творческого потенциала, возможность социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, для получения полноценного дошкольного образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в МБДОУ Детский сад №112 создана предметно-развивающая и образовательная среда, которая постоянно модернизируется с учетом федеральных требований и безопасности пребывания дошкольников с ОВЗ.