Марина Капитонова
Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время остро встает проблема правильного построения образовательной среды в дошкольных учреждениях, что способствует более эффективной организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ. Это требует организационных изменений. В частности при создании предметно-развивающей среды.
В построении предметно-пространственной среды мы руководствуемся следующими нормативными документами: приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования", который включает ряд требований к созданию предметно-развивающей среды ДОУ.
Публикация «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Ребенок овладевает миром звуков, приобщается к музыкальной культуре, развивается физически, познает особенности устройства собственного организма, экспериментирует с цветом, формой, создает продукты собственного творчества, приобретает полезные социальные навыки.
На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.
Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в логопедических группах. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей продолжительна.
В ходе этой деятельности воспитателями организуются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. В основу наполняемости коррекционного уголка положено тематическое планирование по лексическим темам. Подбор игрового и дидактического материала осуществляется на основе рекомендаций логопеда, что делает взаимодействие с воспитателями не формальным, а очень тесным и плодотворным. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы.
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи, максимально вербализированы.
Используемые текстовые и иллюстративные пособия должны отвечать техническим и эстетическим требованиям, быть аккуратно выполненными и безопасными для детей.
Помещение должно хорошо проветриваться (для проведения дыхательной гимнастики). Другие гигиенические условия - температурный режим, достаточная освещенность, мебель в соответствии с результатами анропометрии и др. - должны быть оптимальными. Кабинет для логопедических занятий должен отвечать требованиям звукоизоляции.
При организации предметно-пространственной среды (окраска стен, подбор цветовой гаммы портьер, жалюзи, ковровых покрытий, элементов внутреннего дизайна и т. д.) желательно использование хромотерапии - учет свойств цветов (успокаивающее их воздействие или активизирующее).
Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Наполняемость коррекционного уголка должна осуществляться по разделам:
– артикуляционная гимнастика в картинках
– мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;
– дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;
– высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др… Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;
– фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например: игры с парными карточками З. Т. Бобылевой;
– звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);
– лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое» и др. ;
– грамматический строй речи: игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьевой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др. ;
– связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др. ;
– грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.
Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка можно сделать игрушку.
Также важна взаимосвязь воспитателя и логопеда. Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказики с этими словами. С группой детей может быть организована игра по дифференциации поставленных звуков или расширению словарного запаса.
Дети сами подходят к логопедическому уголку: делают гимнастику для язычка, дуют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.
Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия являются взаимодействие с родителями. Они изготавливают материал для игр и занятий детей, участвуют в совместных праздниках, развлечениях, конкурсах, знакомятся с консультациями и достижениями детей на информационном стенде.
Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки, является эффективным условием организации обучения детей с ОВЗ в ДОУ.