Анастасия Сашинская
Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ.
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» уделяет особое внимание вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются «условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ» (ст. 79 п. 3ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Публикация «Роль ПМПК в определении специальных условий образования дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
Функции своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранееданных рекомендаций возлагаются на психолого-медико-педагогические комиссий (ПМПК).
В соответствии с Положением о Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Марий Эл (утверждено Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 13.02.2014г. № 101) среди основных направлений деятельности комиссии можно выделить:
проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи в организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных ЦПМПК рекомендаций;
оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведение.
Обследование детей в Центральной ПМПК осуществляется бесплатно по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению Территориальной ПМПК, образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в ЦПМПК документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы:
заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в Центральной ПМПК;
копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предъявляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
направление Территориальной ПМПК, образовательной организации, организации, осуществляющей социальной обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов, осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающегося в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
заключение (заключения) Центральной ПМПК и (или) Территориальной ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка
При необходимости Центральная ПМПК запрашивает у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
Обследование детей осуществляется по предварительной записи и проводится в помещениях Центральной ПМПК в присутствии родителей (законных представителей). При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
В состав ПМПК входят : педагог-психолог, учителя-дефектологи по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Информация о проведении обследования детей в Центральной ПМПК, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследование детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обследование детей проводится одновременно несколькими специалистами Центральной ПМПК или каждым специалистом индивидуально. Состав специалистов, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определятся исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах ПМПК, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами с фиксацией используемых методических средств, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение Центральной ПМПК.
По итогам обследования специалисты Центральной ПМПК в отсутствие детей обсуждают полученные результаты, приходят к коллегиальному заключению и предоставляют компетентную информацию родителям, доступно отвечая на возникающие у них вопросы. Заключение ЦПМПК действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
В заключении ПМПК указываются :
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Дети, нуждающиеся в создании специальных условий, относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья;
рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить (определяется в соответствии с основными особенностями ребенка, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования. Специальные условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помошника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Перечисленные условия должны в максимально способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся с ОВЗ.
Специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию, однако должны проинформировать родителей (законных представителей) о возможностях удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в образовательных организациях, находящихся на определенной территории. Вместе с тем, предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК, является основанием для создания условий для обучения и воспитания ребенка.