Валентина Коротаева
Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Отчёт по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников.
Выстраивание модели образовательного пространства ведё тся в 4 направлениях:
1. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных развитиях мальчиков и девочек, особенностях их воспитания и обучения.
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе.
3. Построение развивающей среды.
4. Построение модели педпроцесса.
Публикация «Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников, Отчёт по самообразованию» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Цели работы по гендерному воспитанию дошкольников на 2014 – 2015 учебный год (подготовительная группа) :
- повышение уровня психолого – педагогической компетентности в данном вопросе, творческого потенциала;
- приобретение знаний родителями воспитанников об особенностях воспитания детей разного пола
- расширить кругозор детей, дать представление о содержании социальной роли мужчины и женщины
В течении этого учебного года с детьми были проведены следуюшие занятия по гендерному воспитанию :
1. Занятие: «Мужчины и женщины в семье»
Цели:
- Формирование гендерных представлени
- Закрепить представления детей о том, что такое семья; Об обязанностях чле-нов семьи.
- Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье.
- Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь;
- У девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
2. Занятие «Такие разные мальчики и девочки»
Цели:
- ознакомить детей с основными характеристиками мужского и женского пола, пояснить понятие «пол»;
- провести беседу об отличительных особенностях мужского и женского поведения, внешнего вида, социальных ролей, стимулируя речевую активность детей;
- продолжать воспитывать осознание детьми своей полоролевой принадлежности;
- воспитывать в детях взаимодоверительные отношения между полами, умение преодолевать конфликтные ситуации;
- развить у детей чувство гордости за принадлежность к определенному полу, создать радостное настроение от творческой работы.
Беседы:
- «Почему нужно помогать и защищать девочек»
- «Сила не право»
Цель: закрепить правила поведения мужчин по отношению к женщинам: вставать при появлении их в помещении, уступать место, оказывать помощь и т д ; продолжать воспитывать внимательное, заботливое отношение к девочкам, формировать представления о том, что мальчики – это будущие мужчины, защитники слабых.
Системная работа с детьми в этом направлении привела к тому, что
- у детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины.
- выросла культура поведения детей, мальчики стали более внимательны по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в детском саду ведё тся работа:
- На родительском собрании был заслушан доклад на тему «Мальчики и девочки» (дифференцироанный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста)
Продолжать формировать у детей устойчивое понятие своего пола и стереотипа поведения - «Я - девочка» «Я - мальчик» .
- Организуется «неделя добрых дел» в семье;
- Выставка детских работ: «Мама с дочкой, папа с сыном – вместе смотримся красиво»
- Конкурс «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки»
Игра-состязание «Напиши словесный портрет девочки, напиши словесный портрет мальчика»- учить описывать по памяти развитие связной речи.
Моделирование ситуации «Сделай комплимент».
Имитационная игра «Испуганный мальчик»- учить показывать жестами, мимикой, эмоциональное состояние героя.
Занятие «Моя мама»- воспитание уважения и любви к матери.
Задачи: побуждать детей к проявлению заботы, сочувствия, гуманного отношения к родным людям, особенно к матери.
Формировать у девочек старшего дошкольного возраста желание в будущем стать матерью.
Имитационная игра «Любящая мама»- учить показывать жестами, мимикой, эмоциональное состояние героя.
С/р игра «В семье именины»- способствовать овладения дошкольниками способами полоролевого поведения.
Д/и «Мама»- развитие представления детей об обязанностях мамы в семье и на работе, воспитание любви к близким людям, желание делать для них приятное.
Беседа «Воспитываем мужчину в семье».
Консультация «Как подготовить мальчика и девочку в школу?».
Совместные занятия, развлечения
Занятие «Маленькие рыцари»- воспитание полового поведения дошкольников.
Задачи: формировать адекватную полумодель поведения. Учить правильному пониманию роли мужчины в обществе. Воспитать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Беседа «Защита и сострадание»- качества мужчины и женщины.
Игра — состязание «Кто лучше и красивее передаст характер героя известного произведения».
Беседа «Девочки — маленькие хозяюшки».
Беседа на тему «Одинаково ли воспитывать сыновей и дочерей»
Беседа «Мальчики и девочки в совместной деятельности».
Моделирование ситуаций «Сделай комплимент»
Игра «Что в образе моём?»- выявить эстетические проявления, чувства, эстетическую оценку художественных образов при восприятии произведений изобразительного искусства.
Игра «В хороводе были мы»- овладение нормами межполового общения.
Родительское собрание «Роль отца и матери в половом воспитании дошкольника».
«Мальчики — будущие мужчины».
Занятие «Посвящение в воины»- формирование полоролевых ориентаций и ценностей.
Задачи: овладение дошкольниками способами полоролевого поведения. Формирование у дошкольников интереса к познаниям ценностей русской культуры.
Развитие нравственно- волевых качеств, характерных мальчиков (смелость, решительность, выносливость, девочек (чувствительность, доброта, сострадание).
Д/и «Кем я буду и каким?»- осмысление ребенком планов на будущее, формирование усиления делать выбор в соответствии со своими интересами и способностями, осознание значимости любой профессии.
Д/и «Кем я буду и каким?»
С/р игра «Дети заболели» — способствовать овладению дошкольниками способами полоролевого поведения.
Моделирование ситуации «Прими решение»- формирование у детей умения самостоятельно принимать решение, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения, принятого в обществе.
Имитационная игра «Обиженная дочка», «Злобный мальчик»- учить показывать жестами, мимикой эмоциональное состояние игры.
Беседа «Мальчики – будущие отцы», «Мальчики – юные мастера».
Беседа «Самая хорошая»/о маме»- воспитание уважения и любви к матери.
Чтение стихотворения Капутикян «Моя бабушка».
Моделирование ситуаций.
Имитационная игра «Уставшая бабушка».
Игра «Кто душевнее споет песню для сына или для дочки».
Занятие «Одежда наших предков»- формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о внешних различиях представителей мужского и женского пола.
Задачи: ознакомление детей с женскими и мужскими костюмами. Развитие интереса дошкольников к традициям народа.
Экскурсия в краеведческий музей, знакомство с историей своих предков, их жизненным укладом, ролью мужчин и женщин в семье и обществе, воспитание интереса к истории родного края, гордости за своих предков.
Русская народная игра «Царевна-королевна» — овладение нормами полоролевого поведения, повышение самооценки ребёнка.
Тема «Давайте говорить друг другу комплименты»- воспитание полоролевого поведения, развитие умения оценивать характер своего полоролевого поведения и сверстников с позиций ценности, значимости, гуманности.
Моделирование ситуации «Прими решение»- формировать у детей умение самостоятельно принимать решение, ориентируясь на эталоны мужского и женского поведения в обществе.
Анкетирование на тему: «Какие качества воспитываем у сына или дочери»
Беседа «Одинаково ли воспитывать мальчиков и девочек».
Выставка рисунков детей и родителей на тему «Моё родословное древо».