Обухов Сергей Александрович
Консультация «Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Создание специальных образовательных
Условий на уроках физической культуры
для разных категорий детей с ОВЗ»
(Публикация. Российский. Научно-методический журнал изда-тельской группы «Основа». «Физическая культура. Все для учи-теля!» 10.02.2017г.
Работу выполнил:
Обухов С. А.
учитель физической культуры
Публикация «Консультация „Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Наше образовательное учреждение – это основная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья № 39, где принимают и ока-зывают квалифицированную помощь детям с лёгкой, умеренной и тяжёлой интеллек-туальной недостаточностью и сложными (комплексными) дефектами (включая РДА, ДЦП, б. Дауна). Состав обучающихся сложен по диагнозу, симптоматике и ряду сопут-ствующих нарушений эмоционально-волевого и физического развития.
Для того чтобы достичь значительного результата в развитии двигательных спо-собностей, физического совершенства и активизации физических процессов в обучении детей с проблемами в развитии, необходим комплексный подбор средств с оздоро-вительно-коррекционной направленностью и разработанная эффективная система пе-дагогического контроля. Нужна особая обстановка, хорошие средства обучения и кор-рекции, взаимообщение, взаимопонимание, взаимотерпение. Мотивация обучения ино-гда приближается к нулю, поэтому на уроках физической культуры создаются такие условия, чтобы детям было интересно. Заранее предусматривается организация и структура занятия. Используются разнообразные формы учебной работы, в т. ч. игро-вого характера: игры под музыку, сюжетно-ролевые игры, игры с мячом.
Действия с мячом – это достаточно трудное задание для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому мяч, как наиболее удобный для бросания, ловли и метания часто используется на уроках физической культуры. В каждом классе имеются мячи разных размеров – от больших (надувных, волейбольных) до маленьких (резино-вых, теннисных). В общении с детьми сохраняется спокойствие, понимание. При такой обстановке у детей возникает положительная мотивация к познавательной деятельно-сти.
Изучив индивидуальные психологические особенности детей, применяются раз-личные коррекционные методы и приёмы, обеспечивающие более эффективное овла-дение детьми программного материала и социально-бытовых навыков.
– Здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, смена видов деятельности, игры и упражнения).
– Максимальное включение анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).
– Личностно-ориентированный подход (учёт психических особенностей, работо-способности, особенности моторного развития).
– Эмоциональный стимул.
– Развитие санитарно-гигиенических и социально-бытовых навыков.
Планирование составлено на основе модифицированных программ по физической культуре (программы имеют рецензию от ТОИПКРО).
Каждая часть урока по физической культуре решает конкретные задачи. При про-ведении урока учитываются общие принципы коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаб-лению имеющихся у ребёнка нарушений в развитии. Образовательные задачи направ-лены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими эле-ментарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.
Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи. Решение лечебно-оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосу-дистую, дыхательную системы. Подбираются специальные упражнения. Придав им комплексный характер, постоянно используется этот комплекс для исправления нару-шений физического развития и моторики.
Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предпола-гают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии. Главное внимание уделяется обучению и совершенствованию основных ви-дов движения: ходьбы, бега, прыжков, метания. Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учебного материала. В практике работы нашей школы можно выделить следующие типы уроков : вводные (озгакомление с новым ма-териалом, комбинированные (смешанные, повторение пройденного материала и кон-трольно-зачётные (тесты Д/а). Для того чтобы класс был хорошо организован, детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с первого класса, учим всему: пере-двигаться к месту занятий; переодеваться; складывать одежду; раздавать товарищам мячи, скакалки, гимнастические палки; помогать убирать гимнастические скамейки, маты.
Деятельность обучающихся при разучивании, закреплении упражнений организу-ется различными способами. При фронтальном способе хорошо заметен ученик, кото-рый по какой-то причине не успевает за остальными.
Поточный способ. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения друг за другом. Один ученик ещё не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению (в это время совершенствуются двигательные умения и навыки).
Посменный способ организации обучающихся заключается в том, что они выпол-няют упражнения сменами по несколько человек (или по два) одновременно.
Круговой способ предполагает выполнение упражнений учащимися друг за дру-гом.
На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество кото-рой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, большое внимание уделяется обучающимся с более слабой двигательной подготовкой.
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уро-вень физического развития и двигательные возможности детей. В нашей школе главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:
• как ученик овладел основами двигательных навыков;
• как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;
• как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;
• как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество вы-полнения;
• как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;
• как относится к урокам;
• каков его внешний вид, соблюдет ли дисциплину.
Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике развития физических качеств, которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятельность. Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследование, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся. Для оценки уровня физической подготовленности и развития психических процессов обучающихся проводится тестирование два раза в год – в сентябре и мае.
Результатом опыта работы является положительная динамика по всем показателям двигательной активности, подтверждённая результатами врачебно-педагогического контроля и проведённого тестирования, а также участие ребят в Специально Олимпиаде России, во Всероссийских и международных соревнованиях. В 2016 году участвовала во Всероссийских соревнованиях по лыжным гонкам в г. Йошкар-Оле Майер Ира, ученица 7 класса (болезнь Дауна). Таким образом, уроки физической культуры приобретают творческий характер, создаются специальные педагогические условия. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность обучающихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепля-ется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам физической культуры.
Цель педагогической деятельности – обеспечить каждому школьнику возмож-ность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необхо-димые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать по-лученные знания в повседневной жизни.
Список используемой литературы
1. М. А. Якубович, О. В. Преснова. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. / Пособие для учителя. – Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос». 2006.
2. В. И. Ковалько. В помощь школьному учителю. / Поурочные разработки по физкультуре. – Москва. «ВАКО». 2006.
3. В. В. Гузеев. Школьные технологии [Текст]./ В. В. Гузеев. // Инструментарий и алго-ритмы. – 2004, № 2. – С. 117-133.