УЛЬМАСКУЛОВА ГУЛЬНАЗ
Необходимость сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание необходимо для полноценного развития ребенка. Во многом успешность человека в будущем, его умственное, физическое, эстетическое воспитание зависит от сенсорного развития в дошкольном возрасте. Сенсорное воспитание необходимо для развития внимательности, наблюдательности, является основой для развития интеллекта. Расширяет словарный запас ребенка, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, готовит ребенка к реальной жизни, а также развивает воображение и память ребенка. Развитое сенсорное воспитание – это основа для практической деятельности человека.
Публикация «Необходимость сенсорного воспитания детей дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат деятельности, увлекающей ребенка. Такие условия для зрительного восприятия присутствуют, главным образом, в продуктивных видах деятельности – рисовании, лепке, конструировании. Поэтому педагоги-исследователи пришли к выводу, что сенсорное воспитание необходимо включать в процесс обучения дошкольников разным видам деятельности.
Конструктивная деятельность ребенка – достаточно сложный процесс, когда ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую им постройку, но и обязательно при этом мыслит.
В процессе создания различных построек совершенствуется восприятие детьми формы предметов, их величины, пространственных отношений. Одна из главных задач сенсорного воспитания в конструкторской деятельности заключается в правильной организации обследования тех предметов, которые дети собираются построить.
Дети, умеющие правильно обследовать предмет, легко могут представить его. Это очень важно, так как одним из основных условий успешного конструирования является умение детей четко представить себе, что за объект они собираются создавать. Причем конструирование будет тем успешнее, чем детальнее и точнее ребенок представляет, из каких частей этот предмет состоит, как эти части связаны между собой. Формирование такого рода представлений происходит в процессе определенным образом построенного обследования, когда дети под руководством педагога последовательно вычленяют отдельные элементы предмета.
Одним из важных показателей развития конструктивной деятельности у детей является умение творчески варьировать свои постройки.
Следовательно, представления детей о предметах должны быть четкими, так как именно обобщенные представления – одно из условий создания различных вариантов одного объекта.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для различных направлений трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Обследование по такой схеме поможет детям овладеть обобщенными способами чувственного познания, которыми они смогут пользоваться в самостоятельной деятельности.
На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется : от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ним на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания».
Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания, умения для анализа окружающей среды.
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Развивающие игры в детском саду предназначены для обследования предмета, выявления его признаков и различения этих признаков с требованием их словесного описания. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному свойству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Так же как и цвет, форма имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Путем обследования, ощупывания, многократного обращения с предметом ребенок согласует свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку. Он устанавливает различие и сходство между предметами, что ведет к возникновению новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но также и названия предметов и их свойств.
За сравнительно короткий период от рождения до 2 лет ребенок проходит сложный и интересный путь сенсорного развития.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можем сделать вывод:
• сенсорное развитие ребенка должно осуществляться непрерывно на протяжении всего его пребывания в детском саду.
• Роль педагога в данном процессе значительна, так как именно он является проводником процесса познания окружающего мира ребенком.
• Задачи сенсорного развития усложняются с взрослением ребенка, как усложняется процесс познания мира, усложняются и обогащаются приемы познания и способы обработки полученной информации.
Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.
Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением для детей второй младшей группы.
Оборудование: Система дидактических игр на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины.
Цвет: 1. Спрячь мышку.
Дидактическая задача: Закреплять у детей представления о шести цветах спектра (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, фиолетовый).
1. Подбери по цвету.
Дидактическая задача: Закреплять у детей представления о шести цветах спектра (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, фиолетовый). Научить классифицировать предметы по форме.
2. У кого какое платье.
Дидактическая задача: Закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона.
Форма.
1. Подбери фигуру.
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2. Кому какая форма.
Дидактическая задача: Закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).
3. Геометрическое лото.
Дидактическая задача: Закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)
Величина.
1. Башня.
Дидактическая задача: Закрепить представление об относительности величины предмета. Дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.
2. Что там?.
Дидактическая задача: Закрепить умения детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки.
3. Сбор фруктов.
Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцупредметов определенной величины.
4. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».
Дидактическая задача: Закрепить представления детей о пяти геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветов (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, оранжевый). Учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форма, отвлекаясь от величины.