Харченко Наталия Николаевна
Музыкальные игры для развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития творческих способностей был организован цикл игр:
В игре «Настроение музыки» ставилась цель: развивать у детей эмоциональное восприятие музыки. Перед прослушиванием музыкального произведения детям раздавались пиктограммы – схематическое изображение различных эмоций: радости, горя, страха, удивления и т. д. После прослушивания музыки детям предлагалось выбрать ту пиктограмму, которая соответствует данному музыкальному произведению, отражает его
Публикация «Музыкальные игры для развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
настроение. Дети с удовольствием выбирали пиктограммы, которые соответствовали прослушанному музыкальному произведению. После показа пиктограммы ребята придумывали почему у человека такое выражение лица. Получались маленькие рассказы
Игра «Музыка и цвет» проводилась по типу предыдущей, но вместо пиктограмм детям раздавали цветные карточки (10-12). После прослушивания музыки дети показывали тот цвет, с которым у них ассоциируется та или иная карточка. Яркие цвета дети показывали после прослушивания веселой музыки. Темные цвета соответствовали грустной
музыке.
В игре «Название музыкального произведения» стояла цель: развивать творческое воображение и умение понимать характер музыки. После прослушивания музыкального
произведения детям предлагалось придумать для него название и объяснить свой выбор.
Повторять чужое название нельзя, каждый ребенок придумывал свое название. У ребят получились интересные истории. Они были разные, не похожие друг на друга, и соответствовали названию.
На первом музыкальном занятии детям было предложено послушать пьесу «Мама» из «Детского альбома» П. Чайковского. Было выбрано именно данное произведение, поскольку оно достаточно понятное по своему замыслу, и, что очень важно, небольшое по времени звучания. Детям объяснялось, что у каждого человека может быть то или иное настроение: веселое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность
или сломалась игрушка, и вы стали грустными, печальными. Музыка обладает волшебным свойством: она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания – нежность, волнение, грусть и радость. И дети слушали музыку Л.
Бетховена «Весело-грустно». Цель занятия: показать, как меняется настроение в музыке : сначала музыка звучала весело, беззаботно, шутливо, а затем загрустила, но вот печаль прошла, и снова хочется улыбаться. Предлагалось детям рассказать о подобной ситуации, произошедшей с ними.
Слушая два произведения П. Чайковского, «Новая кукла» и «Болезнь куклы» перед детьми стояла цель различать и определять словесно разные музыкальные настроения (ласковое, веселое, печальное) и их оттенки. Дети радовались, слушая первое произведение композитора и грустили, что кукла болеет. В беседе они говорили, что кукла скоро поправится и будет танцевать и веселиться.
На следующих занятиях ставилась цель рассказать о том, что музыка может передавать не только настроение, но и черты характера человека. И предлагалось ребятам рассказать о своем отношении к таким детям. Прослушали три произведения Д. Кабалевского «Плакса», «Злюка», «Резвушка». Объясняли, что мелодия «Плакса» звучит тихо,
жалобно, печально, медленно. Она заунывная, передает всхлипывания капризули.
В пьесе «Злюка» мелодия звучит громче, быстрее и в сопровождении аккордов – жестких, сердитых, злых, колючих. У злюки такой колючий характер. Злюка не может быть красивой даже если у девочки-злюки симпатичное лицо, но она сердитая, недобрая, она не будет никому нравиться, с ней не захочет никто дружить. Музыка «Резвушка» быстрая, резвая, легкая, полетная, озорная. Мелодия то опускается вниз, то внезапно взлетает вверх, то стремительно подпрыгивает, порхает. Детям не нравилась музыка «Злюка» и «Плакса». Они просили еще раз послушать музыку «Резвушка». На вопрос, с кем бы
они хотели играть: со злюкой, плаксой или резвушкой, они однозначно отвечали: «С резвушкой». И пытались объяснить «Почему?»
На следующем занятии детям предлагалось узнать эти музыкальные произведения. Это не вызывало у них затруднений. И ребятам объяснялось почему они легко выполнили это задание: в музыке есть свои слова, как и в речи. Это музыкальные интонации, похожие на разговор – веселый, грустный, сердитый нежный.