Татьяна Мальгина
Мастер-класс с педагогами «Круги Луллия как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс с педагогами "Круги Луллия- средство развития творческих способностей дошкольников".
Цель: трансляция опыта работы в использовании методики «Круги Луллия» в работе по развитию творческих способностей дошкольников.
Публикация «Мастер-класс с педагогами „Круги Луллия как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Круги и кольца Луллия. Пособия и игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» август 2023
Задачи: 1. Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия в работе с детьми.
2. Организовать групповую работу коллег с приёмами и видами работ по ознакомлению с кругами Луллия.
Задачи:
- познакомить педагогов с «Кругами Луллия»;
- раскрыть технологию работы с «Кругами Луллия»;
- ознакомить педагогов с представленным сборником игр для развития творческих способностей дошкольников, используя «Круги Луллия».
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; совершенствование практических навыков по использованию пособия «Круги Луллия».
Используемый материал: экран, ноутбук, мультимедиа, пособие «Круги Луллия», сборник игр, картотека с играми.
Структура мастер-класса :
-Теоретическая часть:
-Вступительное слово по теме.
Некоторые вопросы о важности развития творческих способностей детей и использования пособия «Круги Луллия» как игровой методики ТРИЗ в развитии творческого воображения и фантазии детей.
- Практическая часть: занятие с педагогами с демонстрацией эффективных игр, направленных на развитие творческих способностей дошкольников.
-Рефлексия – итог мастер-класса.
Ход мероприятия.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу представить вашему вниманию мастер класс на тему : «Круги Луллия как средство развития творческих способностей дошкольников».
Слайд 1
В современном мире к ребенку и человеку вообще предъявляются все более высокие требования, соответствие которым помогает ему в жизни, в профессиональной деятельности, в решении проблем. Творческий подход к той или иной ситуации помогает подобрать различные варианты и выбрать наиболее подходящий.
У каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то в большей степени, у кого-то в меньшей. Но точно можно сказать, что творчество приносит радость ребёнку, положительные эмоции, эмоциональные переживания по поводу процесса деятельности и его результата. Творчество способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия. Творчество развивает эмоциональную сферу ребёнка.
Слайд 2
Но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, справляться с трудностями. Творческие способности представляют собой набор качеств, благодаря которым человек мыслит нешаблонно и может создавать уникальные, принципиально новые результаты в своей деятельности. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью. Человек, у которого хорошо развиты творческие способности старается искать не одно решение проблемы. Он продумывает несколько путей, ищет всевозможные способы, рассматривая даже самые неожиданные из них. Причем наибольшее удовольствие такие люди получают именно от принятия нестандартных решений и получения эксклюзивных результатов.
Какие способности можно отнести к творческим?
Это: воображение; гибкость и нестандартность мышления (т. е. способность создавать за короткий промежуток времени множество разнообразных идей); восприимчивость (это поиск простого в сложном, нового в старом, необычного в обычном); способность оказывать сопротивление стереотипам, навязанным точкам зрения; смелость и открытость новому опыту, желание и умение искать новое; любопытство.
Развитие творческих способностей детей напрямую взаимосвязано с формированием интеллектуальных познавательных способностей. Мышление ребенка тесно взаимодействует с воображением. Дошкольный возраст — время для сказок, фантазий, поэтому именно в этот период оптимально работать с креативностью ребенка, обучать его управлять своей фантазией. Поэтому творческие способности детей очень важно развивать. И в этом может помочь уникальная методика «Круги Луллия», которую я вам сегодня хочу продемонстрировать.
Слайд 3
Основоположником этого метода является средневековый философ Раймунд Луллий. Он изобрел круги, на которых можно было найти ответ на любой вопрос путем простого раскручивания.
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод, и они решили адаптировать его к образовательной деятельности с дошкольниками. На основе метода разработали методику для детского сада - «Круги Луллия», в которой центральное место занимает многофункциональное пособие - круги Луллия.
Слайд 4 Раздать педагогам пособие.
Они бывают разных видов. Педагоги могут использовать от 2 до 4 кругов в зависимости от возраста детей. Круги разделены на сектора, количество которых варьируется от 4 до 8. На каждый сектор круга помещается картинка. В своей практике я использую сменные картинки, что позволяет использовать одну и ту же основу – круг, для разных игр.
Слайд 5
Технология работы с кругами заключается в том, что ребенок, раскручивая круги, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелочкой, либо в свободный сектор. Универсальность игрового материала состоит в том, что, используя лишь несколько кругов можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют круги, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.
Авторы методики «Круги Луллия» используют такое понятие, как тренинг. Это серия игр, объединенных одной темой. Тренинги состоят из реальных и фантастических заданий, которые можно разделить на 4 типа.
Уважаемые коллеги, сейчас я хочу предложить вам несколько игр-упражнений с кругами Луллия на каждый тип, которые помогут вам развивать творческие способности у дошкольника.
Нам нужно сформировать 3 группы. Объединитесь, пожалуйста.
Слайд 6 1-й тип задания: «Найди реальное сочетание».
Под стрелкой объедините картинки, формирующие реальную картину мира. Объясните свой выбор.
Слайд 7
2-й тип задания: «Объясни необычное сочетание».
Раскрутите круги в произвольном порядке. Рассмотрите случайное соединение объектов под стрелкой и как можно достовернее объясните необычность их взаимодействия.
Слайд 8
3-й тип задания: «Придумай фантастическую историю или сказку».
В данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Детям предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Например, можно начать рассказ со слов: «Жили были…», «Однажды волшебник…», «В сказочном королевстве…» и т. д. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.
Коллеги, предлагаю вам попробовать выполнить это задание. Кто готов поделиться?
Слайд 9
4-й тип задания: «Реши проблему».
В реальности и в фантастических рассказах с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Для этого задаются вопросы:
- Что хорошего… (в этом предмете, ситуации?
- Что плохого, что они? или «Какие недостатки… (в этом предмете, ситуации? т. е. ищем противоречия.
Далее формулируется проблема, например,
- Но вот беда, хозяин этого предмета остался не очень-то доволен этим перевоплощением. Он совсем не желает, чтобы…Помогите ему решить эту проблему.
- Как сделать так, чтобы? Здесь ищем ресурсы, выход из ситуации.
Кто готов попробовать?
Варианты педагогов.
- Спасибо. Было интересно услышать ваши варианты. Надеюсь, у вас это задание вызвало положительные эмоции, также как у детей, которые играют с кругами в детском саду.
В завершение нашего мастер-класса хочу добавить, что по итогам творческих игр с кругами Луллия и преобразования предметов можно организовать
с детьми продуктивную деятельность (лепку, рисование и т. п.).
Итак, мы с вами можем сделать вывод, что действительно, используя пособие «Круги Луллия» можно развивать творческие способности детей, а именно воображение, фантазию, нестандартность мышления; креативность. Используя лишь 1 пособие можно получить разные варианты игр.
И сейчас я бы хотела, чтоб Вы поделились своим мнением о нашей сегодня работе и вопрос, который бы я вам хотела задать:
Как вы думаете, можно ли применить данное пособие для развития у детей художественных навыков? В художественно-эстетическом развитии?
Может ли быть затронута эмоционально-познавательная сфера через игры с
Кругами Луллия? Как?
Что было сложно? Не понятно?
Чем был мастер класс полезен?
Что Вы могли бы сказать о приобретенном опыте?
Вам понравился мастер класс? Что не понравилось?
Всем спасибо. Мне очень важно Ваше мнение. Вот и подошел концу наш мастер-класс, мы работали очень динамично, активно, надеюсь, что он был для Вас полезным и информативным.
Спасибо за внимание!