Получи документы

Развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста имеющими ЗПР

Какоткина Ирина Александровна
Развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста имеющими ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста имеющими ЗПР

Какоткина Ирина Александровна, учитель-дефектолог

МАОУ «Средняя школа № 24», г. Петропавловск-Камчатский

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития слуховой памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны особенности слуховой памяти у данной категории детей, её значение для общего психического развития и успешной подготовки к школьному обучению. Представлены подходы и методы, направленные на развитие слуховой памяти, с учетом индивидуальных особенностей детей. Подчеркивается важность систематической работы и междисциплинарного взаимодействия в образовательном процессе.

Ключевые слова: слуховая память, дети с ЗПР, дошкольный возраст, коррекционно-развивающая работа, психическое развитие, учитель-дефектолог.

Слуховая память играет важную роль в развитии ребенка, обеспечивая процесс восприятия, хранения и воспроизведения звуковой информации. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) слуховая память зачастую имеет ряд особенностей, которые могут препятствовать успешному освоению образовательной программы и общей социализации. Эти особенности включают низкий уровень запоминания, ограниченный объем удерживаемой информации, замедленное воспроизведение услышанного и трудности в переработке звукового материала. В связи с этим развитие слуховой памяти становится одной из приоритетных задач в работе учителя-дефектолога.

Слуховая память является основой для формирования речевых навыков, понимания инструкций, развития произвольного внимания и способности к обучению. У детей с ЗПР задержка развития слуховой памяти нередко связана с недоразвитием речевых функций, что дополнительно осложняет процесс усвоения информации. Ребенок может испытывать трудности при восприятии последовательности слов, запоминании инструкций или воспроизведении текстов. Это затрудняет не только овладение речью, но и успешное взаимодействие с окружающими.

Одной из ключевых задач учителя-дефектолога в данном контексте является формирование условий для активной работы слуховой памяти, что включает развитие способности ребенка воспринимать, запоминать и воспроизводить звуковую информацию. Эффективная коррекционно-развивающая работа должна строиться на основе учета индивидуальных особенностей ребенка, его уровня развития, интересов и потребностей.

Важным этапом работы является диагностика состояния слуховой памяти у ребенка. Это позволяет выявить сильные и слабые стороны, определить объем и качество запоминаемой информации, а также проанализировать особенности воспроизведения звуковых стимулов. На основе данных диагностики составляется индивидуальная программа коррекционной работы, включающая упражнения и задания, направленные на постепенное развитие слуховой памяти.

Методы и приемы работы учителя-дефектолога должны быть направлены на постепенное увеличение объема слуховой памяти, развитие способности к воспроизведению звуковой информации, улучшение концентрации внимания и навыков звукового анализа. Важно, чтобы задания были интересными и мотивирующими для ребенка, что повышает его готовность к активному участию в процессе обучения. Использование ритмических и музыкальных упражнений, игровых форм работы и элементов драматизации способствует более эффективному усвоению звуковой информации.

Важным аспектом коррекционной работы является систематическое взаимодействие с родителями ребенка. Родители должны быть вовлечены в процесс развития слуховой памяти, так как именно они имеют возможность закреплять полученные на занятиях навыки в повседневной жизни. Учитель-дефектолог разрабатывает рекомендации для родителей, объясняя важность регулярной работы с ребенком и предлагая упражнения, которые можно выполнять дома. Это может включать чтение вслух, проговаривание последовательностей звуков, слов или коротких фраз, а также обсуждение услышанных историй или сказок.

Междисциплинарное взаимодействие с другими специалистами, такими как логопеды, психологи и музыкальные педагоги, является необходимым условием для достижения максимального эффекта в развитии слуховой памяти. Совместная работа позволяет учитывать все аспекты развития ребенка, разрабатывать комплексные программы и обеспечивать их эффективную реализацию. Например, логопед может сосредоточиться на формировании звукового анализа, а музыкальный педагог — на развитии ритмического слуха, что в совокупности способствует укреплению слуховой памяти.

Развитие слуховой памяти требует систематической и последовательной работы, так как только регулярное выполнение упражнений позволяет достичь устойчивых результатов. Положительная динамика становится заметной, когда ребенок начинает лучше воспринимать и запоминать звуковую информацию, быстрее реагировать на инструкции и демонстрировать более высокий уровень концентрации внимания. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на его речевое развитие, познавательную активность и готовность к школьному обучению.

Таким образом, развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста с ЗПР является важным направлением в работе учителя-дефектолога. Оно способствует улучшению речевых и когнитивных навыков, облегчает процесс социализации и создает основу для успешного обучения в школе. Грамотно организованная коррекционно-развивающая работа, основанная на индивидуальном подходе и междисциплинарном взаимодействии, позволяет достичь значимых результатов, помогая ребенку раскрыть его потенциал и преодолеть трудности, связанные с особенностями развития.

Список литературы

1. Бучнева, А. Ю. Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / А. Ю. Бучнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 175-177.

2. Иванова, А. С. Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня / А. С. Иванова, Е. П. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 819-822.

Публикации по теме:

Беседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAMБеседа для детей дошкольного возраста «Красная гвоздика — символ памяти» ко Дню гвоздик на МAAM Ход беседы Воспитатель:– С каждым днем нам все ближе и ближе этот замечательный весенний и радостный день 9 мая-праздник Победы, особенно.

Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочкиДидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Шумовые коробочки Дидактическая игра «Угадай звук» для развития слуховой памяти по методике Марии Монтессори. Разработала воспитатель Селезнева Е. А. Цель.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста имеющими ЗПР
Опубликовано: 10 февраля 2025 в 01:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие слуховой памяти у детей дошкольного возраста имеющими ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Какоткина Ирина Александровна (УИ 1054003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 февраля 2025 вторник
Международный день женщин и девочек в науке
Путешествуем по книгам Виталия Бианки
12 февраля 2025 среда
Мeждунapoдный дeнь нaуки и гумaнизмa, День Дарвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД