Варламова Александра Сергеевна
Формирование навыков лепки из различных материалов у детей с РАС и ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков лепки из различных материалов у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и задержкой психического развития (ЗПР) в работе учителя-дефектолога.
Лепка — это один из наиболее доступных и эффективных методов развития детей с расстройствами аутистического спектра (далее-РАС, задержкой психического развития (далее-ЗПР) и является важным направлением в развитии детей с особыми образовательными потребностями. В рамках работы учителя-дефектолога занятия лепкой становятся универсальным средством для развития различных аспектов: моторики, сенсорики, креативности, а также социального взаимодействия.
Во-первых, занятия лепкой значительно способствуют развитию мелкой моторики рук. У детей с ЗПР часто наблюдается недостаточная координация движений, что затрудняет выполнение простых бытовых задач, а в процессе лепки дети получают замечательную возможность тренировать пальцы и обе руки. Формирование и моделирование различных фигур требует активного применения пальцевых движений, что положительно влияет на моторику и способствует развитию навыков письма.
Во-вторых, лепка является важным инструментом для развития сенсорного восприятия. Работая с различными материалами (глина, пластилин, тесто) дети учатся различать текстуры, формы и температуры. Это особенно актуально для детей с РАС, у которых могут наблюдаться нарушения сенсорной обработки. Лепка предоставляет возможность исследовать и экспериментировать, что позволяет наладить связь с окружающим миром.
Кроме того, занятия лепкой развивают креативные способности и помогают в самовыражении. Дети с РАС и ЗПР часто испытывают трудности в вербальном общении. Лепка становится альтернативным способом коммуникации, позволяя им визуализировать свои идеи и эмоции. Создавая фигуры, дети с особыми образовательными потребностями могут показать свои переживания, что способствует их эмоциональному развитию и саморегуляции.
Работа в малых группах способствует социализации детей с особыми образовательными потребностями. Лепка позволяет им учиться взаимодействовать друг с другом: делиться материалами, обсуждать идеи и совместно решать задачи. Это особенно важно для детей с РАС, которым необходимы возможности для практики социальных навыков в безопасной и поддерживающей обстановке.
Чтобы занятия лепкой были эффективными, учитель-дефектолог должен учитывать индивидуальные потребности и интересы каждого ребенка. Важно создавать обстановку, способствующую свободе творчества и экспериментирования, что повысит мотивацию детей. Использование разнообразных материалов, форматов и техник поможет сделать занятия более увлекательными и оригинальными.
В заключение, формирование навыков лепки из различных материалов является важным направлением работы учителя-дефектолога с детьми с РАС и ЗПР. Занятия лепкой развивают моторику, сенсорику, креативность и коммуникацию, что в конечном итоге способствует более гармоничному развитию детей и их успешной интеграции в общество.